Действующий

Об утверждении региональной программы по формированию культуры здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций Амурской области (с изменениями на 28 июня 2021 года)



2. ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Одной из важных задач общеобразовательных организаций Амурской области сегодня является формирование у обучающихся общеобразовательных организаций Амурской области (далее - обучающиеся) ответственного отношения к своему здоровью. Обучающиеся должны узнать и принять для себя основные принципы здорового образа жизни. Здоровье и развитие обучающихся во многом зависят от полноценного сбалансированного питания и эффективности его организации, так как именно в школьном возрасте, когда активно формируются привычки, наибольшее значение имеет воспитание навыков рационального питания.


Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации Амурской области, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.


В современном мире сохранение, укрепление и восстановление здоровья граждан продолжают оставаться приоритетной государственной задачей. За последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста.


По данным XVIII Конгресса педиатров России "Актуальные проблемы педиатрии", за период с 2000 по 2015 год общая распространенность нарушений здоровья и развития среди детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 27,5%, а среди детей старшего подросткового возраста (15 - 17 лет) - на 50%. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни обучающихся.


Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, соотношение условий, влияющих на здоровье, таково: условия и образ жизни, питание - 50%; генетика и наследственность - 20; внешняя среда, природные условия - 20%; здравоохранение - 10%. Следовательно, все программы и мероприятия, направленные на сохранение и улучшение здоровья населения, должны в первую очередь формировать условия и образ жизни, оптимальные с точки зрения здоровья. Кроме того, экономическая нестабильность негативно сказывается на формировании ценностей здорового образа жизни среди детей.


Здоровое питание - важный фактор нормального развития и здоровья детей. Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который ребенок проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. Организация питания в каждой возрастной группе школьников имеет свои особенности, учитывающие изменения, происходящие в детском организме на каждом этапе. Школьный период можно условно разделить на три возрастные группы: 7 - 11 лет, 11 - 14 лет, 14 - 18 лет.


Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которое, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальнейшем.


Одной из важнейших задач совершенствования организации школьного питания являются формирование у детей культуры здорового питания, повышение квалификации руководящих и педагогических кадров, работников сферы школьного питания в части формирования культуры здорового питания, а также осуществление соответствующей просветительской работы среди детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива.


Образ жизни человека складывается не только под влиянием внешних условий, но и под воздействием привычек, ценностей, идеалов и т.д., многие из которых усвоены индивидом еще в семье и сохраняют устойчивость на протяжении всей его жизни. Именно поэтому так важны формирование и закрепление тех элементов образа жизни семьи, в том числе культуры питания, которые в наибольшей степени влияют на здоровье и при этом имеют наибольший потенциал устойчивости в качестве поведенческих моделей в качестве привычек, семейных традиций. Одной из главных задач государственной политики является формирование культуры здорового питания.


Культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных общеобразовательных стандартах (ФГОС).


Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.


Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления:


1. Рациональная организация питания в общеобразовательных организациях Амурской области.


Рациональная организация питания в общеобразовательной организации Амурской области, в столовой, где все, от внешнего вида столовой до состава продуктов в школьном буфете, должно соответствовать принципам здорового питания и способствовать формированию здорового образа жизни обучающихся.