Действующий

О государственной программе Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" (с изменениями на 24 октября 2024 года)




I. Стратегические приоритеты государственной программы Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области"


1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Челябинской области.


Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, повышение качества и уровня жизни населения и на достижение иных стратегических целей социально-экономического развития Челябинской области.


Экономика Челябинской области, как и Российской Федерации в целом, в 2020 - 2021 годах выдержала глобальный вызов, связанный с распространением новой коронавирусной инфекции, а в 2022 - 2023 годах - оказываемое на нее санкционное давление.


Для преодоления негативных последствий на региональном уровне выработаны дополнительные меры, направленные на стимулирование экономической и инвестиционной активности, поддержку приоритетных отраслей, сохранение и создание новых рабочих мест, реализуемые в том числе в рамках государственной программы Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" (далее именуется - государственная программа).


Реализация мероприятий государственной программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов и позволяет оценить уровень экономического развития Челябинской области до 2030 года.


Основной общеэкономический показатель - валовой региональный продукт в 2021 году по Челябинской области впервые превысил 2 триллиона рублей и составил 2042,6 млрд. рублей, или 106,3 процента к 2020 году в сопоставимых ценах. По итогам 2022 года валовой региональный продукт ожидается с ростом 0,3 процента в сопоставимых ценах к 2021 году. Учитывая уже накопленную динамику основных социально-экономических показателей, по итогам 2023 года ожидается рост валового регионального продукта до 7 - 8 процентов, а к 2030 году ожидается, что его объем превысит 4 триллиона рублей.


В Челябинской области удалось сохранить стабильность в работе базовых отраслей за счет постепенного процесса импортозамещения, ориентира на внутрироссийский спрос, внедрения новых производств, реализации инвестиционных проектов, выстраивания новых логистических цепочек, а также переориентации на новые рынки сбыта и поиска новых партнеров за пределами страны.


Во всех отраслях экономики региона присутствуют организации малого и среднего предпринимательства (далее именуются - МСП). Их развитие является одной из "точек роста" экономики Челябинской области по причине мобильности организаций МСП, способности быстро адаптироваться к изменениям, создавать новые рабочие места.


В 2022 году общее количество субъектов МСП составило 136,4 тыс. единиц, по сравнению с 2021 годом количество субъектов МСП увеличилось на 2,1 тыс. единиц, в том числе за счет увеличения индивидуальных предпринимателей на 2,4 тыс., а численность граждан, занятых в сфере МСП, составила 563,9 тыс. человек (39,8 процента от общей численности занятых в экономике Челябинской области).


В рамках проводимого с 2020 года в Российской Федерации эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" численность "самозанятых" граждан в Челябинской области по итогам 2022 года составила 144,7 тыс. человек и выросла с начала проведения эксперимента более чем на 110 тыс. человек.


Важную роль в экономике занимает развитие инвестиционной привлекательности региона. Для поддержания инвестиционной активности в Челябинской области уделяется большое внимание формированию комфортных условий для ведения бизнеса.


Так, в 2021 году в Челябинской области внедрен региональный Инвестиционный стандарт, который является инструментом по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионе и призван систематизировать работу по привлечению инвесторов.


Инвестиционный стандарт устанавливает единые требования к исполнительным органам Челябинской области по организации работы с инвесторами и по сопровождению инвестиционных проектов, конкретные этапы и сроки присоединения к объектам инженерной и транспортной инфраструктуры.


В условиях сложившейся экономической конъюнктуры одной из приоритетных задач для привлечения инвесторов в Челябинскую область является сопровождение инвестиционных проектов в режиме "одного окна", которое повышает их реализуемость и, как следствие, общую инвестиционную привлекательность Челябинской области.