ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2020 года N 577-П


О государственной программе Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области"

(с изменениями на 13 февраля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 29.03.2021 N 114-П, от 28.06.2021 N 260-П, от 07.07.2021 N 287-П, от 23.09.2021 N 454-П, от 10.12.2021 N 633-П, от 16.12.2021 N 655-П, от 07.02.2022 N 59-П, от 28.03.2022 N 168-П, от 04.04.2022 N 197-П, от 21.06.2022 N 358-П, от 10.10.2022 N 549-П, от 15.12.2022 N 715-П, от 27.01.2023 N 41-П, от 27.01.2023 N 44-П, от 06.07.2023 N 374-П, от 07.09.2023 N 466-П, от 26.09.2023 N 502-П, от 30.10.2023 N 586-П, от 08.12.2023 N 670-П, от 25.12.2023 N 717-П, от 13.02.2024 N 108-П)



Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области".


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.



Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
В.В.МАМИН



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 12 ноября 2020 г. N 577-П



Государственная программа Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области"

(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 13.02.2024 N 108-П)


I. Стратегические приоритеты государственной программы Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области"


1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Челябинской области.


Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, повышение качества и уровня жизни населения и на достижение иных стратегических целей социально-экономического развития Челябинской области.


Экономика Челябинской области, как и Российской Федерации в целом, в 2020 - 2021 годах выдержала глобальный вызов, связанный с распространением новой коронавирусной инфекции, а в 2022 - 2023 годах - оказываемое на нее санкционное давление.


Для преодоления негативных последствий на региональном уровне выработаны дополнительные меры, направленные на стимулирование экономической и инвестиционной активности, поддержку приоритетных отраслей, сохранение и создание новых рабочих мест, реализуемые в том числе в рамках государственной программы Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" (далее именуется - государственная программа).


Реализация мероприятий государственной программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов и позволяет оценить уровень экономического развития Челябинской области до 2030 года.


Основной общеэкономический показатель - валовой региональный продукт в 2021 году по Челябинской области впервые превысил 2 триллиона рублей и составил 2042,6 млрд. рублей, или 106,3 процента к 2020 году в сопоставимых ценах. По итогам 2022 года валовой региональный продукт ожидается с ростом 0,3 процента в сопоставимых ценах к 2021 году. Учитывая уже накопленную динамику основных социально-экономических показателей, по итогам 2023 года ожидается рост валового регионального продукта до 7 - 8 процентов, а к 2030 году ожидается, что его объем превысит 4 триллиона рублей.


В Челябинской области удалось сохранить стабильность в работе базовых отраслей за счет постепенного процесса импортозамещения, ориентира на внутрироссийский спрос, внедрения новых производств, реализации инвестиционных проектов, выстраивания новых логистических цепочек, а также переориентации на новые рынки сбыта и поиска новых партнеров за пределами страны.


Во всех отраслях экономики региона присутствуют организации малого и среднего предпринимательства (далее именуются - МСП). Их развитие является одной из "точек роста" экономики Челябинской области по причине мобильности организаций МСП, способности быстро адаптироваться к изменениям, создавать новые рабочие места.


В 2022 году общее количество субъектов МСП составило 136,4 тыс. единиц, по сравнению с 2021 годом количество субъектов МСП увеличилось на 2,1 тыс. единиц, в том числе за счет увеличения индивидуальных предпринимателей на 2,4 тыс., а численность граждан, занятых в сфере МСП, составила 563,9 тыс. человек (39,8 процента от общей численности занятых в экономике Челябинской области).


В рамках проводимого с 2020 года в Российской Федерации эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" численность "самозанятых" граждан в Челябинской области по итогам 2022 года составила 144,7 тыс. человек и выросла с начала проведения эксперимента более чем на 110 тыс. человек.


Важную роль в экономике занимает развитие инвестиционной привлекательности региона. Для поддержания инвестиционной активности в Челябинской области уделяется большое внимание формированию комфортных условий для ведения бизнеса.


Так, в 2021 году в Челябинской области внедрен региональный Инвестиционный стандарт, который является инструментом по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионе и призван систематизировать работу по привлечению инвесторов.


Инвестиционный стандарт устанавливает единые требования к исполнительным органам Челябинской области по организации работы с инвесторами и по сопровождению инвестиционных проектов, конкретные этапы и сроки присоединения к объектам инженерной и транспортной инфраструктуры.


В условиях сложившейся экономической конъюнктуры одной из приоритетных задач для привлечения инвесторов в Челябинскую область является сопровождение инвестиционных проектов в режиме "одного окна", которое повышает их реализуемость и, как следствие, общую инвестиционную привлекательность Челябинской области.


Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу хозяйствующих субъектов за 2022 год составил 373,1 млрд. рублей, или 95,3 процента к 2021 году в сопоставимых ценах. По оценке 2023 года ожидается рост до 403,0 млрд. рублей (100,1 процента в сопоставимых ценах). В 2030 году объем инвестиций в основной капитал по полному кругу хозяйствующих субъектов приблизится к одному триллиону рублей, а темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета к 2020 году, составит 170 процентов.


Одним из стратегических приоритетов развития Челябинской области является диверсификация экспорта и развитие межрегиональных связей.


Внешнеторговый оборот Челябинской области за 2022 год составил 7,8 млрд. рублей.


В общем объеме внешней торговли региона преобладающим является экспорт, который в 2022 году составил 4,9 млрд. рублей. В товарной структуре экспорта приоритетным остается экспорт черных и цветных металлов, на который в 2022 году пришлось 77 процентов от общего объема экспорта Челябинской области.


Существенный вклад в развитие экспортной деятельности вносит региональный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта в Челябинской области", который предполагает ежегодное внедрение инструментов Регионального экспортного стандарта 2.0 (далее именуется - Стандарт). Стандарт направлен на совершенствование институциональной экспортной среды в субъектах Российской Федерации. В 2022 году внедрены все 15 инструментов Стандарта.


В целях развития внешнеэкономических связей Челябинской области, увеличения объемов экспортных поставок, продвижения продукции Челябинской области на внешнем рынке в 2022 году проведено 111 международных мероприятий.


По итогам 2023 года экспорт оценивается в 4,3 млрд. рублей, а в 2030 году превысит 10,5 млрд. рублей.


Отличительной особенностью Челябинской области является наличие 16 монопрофильных муниципальных образований (моногородов) (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р).


В целях диверсификации экономики моногородов ведется работа по привлечению инвестиций в основной капитал и созданию рабочих мест в моногородах, не связанных с градообразующей организацией.


Для создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и ускоренного социально-экономического развития в моногородах создано пять территорий опережающего развития (далее именуются - ТОР): ТОР "Бакал", ТОР "Верхний Уфалей", ТОР "Миасс", ТОР "Снежинск", ТОР "Озерск".


В 2022 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в моногородах Челябинской области составил 97,7 млрд. рублей (в 2023 году планируется 110,1 млрд. рублей, к 2030 году - 155,0 млрд. рублей), количество созданных рабочих мест - 3817 (в 2023 году планируется создать 3000 рабочих мест, к 2030 году - 3200 рабочих мест).


В регионе создана сеть конкурентоспособных в долгосрочной перспективе экономических центров: сформированы 3 агломерации - Челябинская, Магнитогорская и "Горный Урал", а также конурбации - Северная и Транспортно-логистическая.


Пространственное развитие территории направлено прежде всего на повышение привлекательности региона для жителей и, соответственно, на стабилизацию численности населения региона.


Среднегодовая численность населения в Челябинской области по итогам 2022 года составила 3414,4 тыс. человек за счет снижения естественной убыли и миграционного роста населения. При сохранении тенденций в 2023 году в регионе ожидается замедление сокращения численности населения до 3403,2 тыс. человек, а к 2030 году - на уровне 3331,2 тыс. человек.


Одним из индикаторов привлекательности и качества жизни населения в регионе являются среднемесячные доходы на душу населения. За 2022 год они составили 33068,4 рубля, или 112,1 процента к 2021 году, реальные среднедушевые денежные доходы населения - 100,6 рубля. По оценке в 2023 году среднемесячные доходы на душу населения составят 36851,9 рубля, или 111,4 процента к 2022 году, реальные среднедушевые денежные доходы населения - 105,5 процента. К 2030 году среднедушевые денежные доходы населения превысят 59000 рублей, реальные среднедушевые денежные доходы населения составят 137,4 процента к уровню 2020 года.


Основным компонентом доходов населения является оплата труда. За 2022 год среднемесячная заработная плата работников составила 50104,4 рубля, или 114,4 процента к 2021 году, реальная заработная плата - 102,7 процента. По оценке в 2023 году среднемесячная заработная плата работников составит 57010,0 рубля, или 113,8 процента к 2022 году, реальная заработная плата - 107,8 процента. В 2030 году среднемесячная заработная плата работников превысит 88000 рублей, реальная заработная плата составит 131,6 процента к уровню 2020 года.


2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития Челябинской области.


Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены:


Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее именуется - Указ 474);


Национальными проектами "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и "Международная кооперация и экспорт";


Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года" (далее именуется - Стратегия 2035).


В целях преодоления актуальных вызовов, с которыми сталкивается экономика Челябинской области, а также достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Челябинской области определены цель и задачи, сформированы структура и система показателей государственной программы.


Цель государственной программы - создание условий для обеспечения роста благосостояния населения за счет развития экономики Челябинской области опережающими темпами. Для этого реализуются следующие направления (подпрограммы):


1) в целях реализации приоритета Стратегии 2035 "Сервисная экономика" для создания благоприятного предпринимательского климата, способствующего развитию субъектов МСП, основных положений Федерального закона 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" выделено направление (подпрограмма) "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»