(с изменениями на 26 апреля 2021 года)
(в редакции Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 26.04.2021 N 1834)
В целях обеспечения устойчивого роста реальных доходов граждан и снижения доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в два раза к 2030 году постановляю:
1. Утвердить региональную программу снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2030 годы (далее - региональная программа) согласно приложению к настоящему Указу.
2. Рабочей группе по разработке и реализации региональной программы снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума:
1) осуществлять мониторинг реализации мероприятий по направлениям региональной программы;
2) ежеквартально, 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять сводный отчет о реализации мероприятий региональной программы в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на исполняющего обязанности первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычкова К.Е.
4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
Глава
Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
5 ноября 2020 года
N 1491
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СНИЖЕНИЕ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2020 - 2030 ГОДЫ"
Наименование программы | Региональная программа Республики Саха (Якутия) "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2030 годы" |
Основание для разработки программы | 2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.08.2020 N 491 "О внесении изменений в методические рекомендации по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.06.2020 N 326" |
Координаторы программы | Министерство экономики Республики Саха (Якутия) по направлению "Достижение показателей экономического роста в Республике Саха (Якутия)", Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) по направлениям "Совершенствование системы мер социальной поддержки населения, в том числе в малоимущих семьях, имеющих детей, учитывающих выявленную структуру и глубину бедности в Республике Саха (Якутия)", "Модернизация системы оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта", "Социальная адаптация малоимущих граждан" |
Исполнители программы | Министерство экономики Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения, Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия), Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Министерство строительства Республики Саха (Якутия), Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) |
Цели программы | Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года; обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции |
Задачи программы | повышение уровня доходов граждан, в том числе реальной заработной платы; развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам; развитие системы социального контракта; организация социальной адаптации малоимущих граждан |
Целевые показатели (индикаторы) программы | реальные располагаемые денежные доходы населения; реальная заработная плата работников организаций; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь; доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта |
Сроки реализации программы | 2020 - 2030 годы |
Ожидаемые результаты реализации программы | повышение реальных располагаемых денежных доходов населения; снижение уровня безработицы; снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2 раза к 2030 году; построение эффективной системы по выводу граждан из сложной жизненной ситуации |
Региональная программа Республики Саха (Якутия) "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2030 годы" (далее - региональная программа) направлена на достижение национальных целей развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года по снижению уровня бедности в Республике Саха (Якутия) в два раза по сравнению с показателем 2017 года и обеспечению темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции. Региональная программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Срок реализации региональной программы: 2020 - 2030 годы.
Методическое руководство по реализации региональной программы осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (далее - министерство).
Мониторинг выполнения региональной программы осуществляется в соответствии с показателями реализации региональной программы согласно приложению N 1 к региональной программе и на основании плана мероприятий согласно приложению N 2 к региональной программе, а также ежегодно утверждаемого плана-графика реализации региональной программы согласно приложению N 3 к региональной программе.
Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия), ответственные за выполнение мероприятий и показателей реализации региональной программы, представляют информацию в министерство:
ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет по результатам мониторинга реализации региональной программы за квартал, по форме согласно приложению N 4 к региональной программе;
ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным годом, по форме согласно приложению N 4 к региональной программе.
Министерство в целях более полного представления информации имеет право запрашивать и утверждать дополнительные формы отчетности.
Республика Саха (Якутия) относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам России, занимает ведущее место в Российской Федерации по добыче алмазов, золота, сурьмы. Удельный вес запасов по алмазам - 82 процента, золоту - 17 процентов, урану - 61 процент, сурьме - 82 процента, железным рудам - 6,2 процента, углю - 40 процентов, олову - 28 процентов, ртути - 8 процентов. Имеются значительные запасы редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка, вольфрама. На 1 января 2019 года в республике учитываются 2116 месторождений полезных ископаемых по 59 видам минерального и углеводородного сырья.
По целому ряду показателей за эти годы республика опережала среднероссийские темпы развития. Валовой региональный продукт в сопоставимых ценах вырос на 14,5 процента к 2014 году (в РФ - 102 процента), занимает по величине 20 место в России и 1 место на Дальнем Востоке. Республика входит в первую десятку регионов России с наибольшим объемом ВРП на душу населения.
Индексы промышленного производства за 2015 - 2019 годы увеличились в 1,3 раза (108 процентов - РФ), инвестиции в 1,6 раза, (100,1 процента - РФ).
В результате деятельности в республике крупных компаний мирового уровня выросли объемы добычи в 2019 году: нефти - 14,1 млн. т (рост в 1,6 раза к 2014 году) и угля - 17,3 млн. т (рост в 1,4 раза). Добыча золота составила - 36,7 тонн (рост в 1,6 раза к 2014 году).
За 2015 - 2019 годы создана инвестиционная инфраструктура, приняты законы об инвестиционной деятельности, региональных инвестиционных проектах, реализуются проекты государственно-частного партнерства. Полностью налажена система оценки проведения оценки регулирующего воздействия, в том числе на муниципальном уровне. Население полностью охвачено предоставлением государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна" на базе многофункциональных центров.
Рост экономики связан с реализацией крупных инвестиционных проектов, в первую очередь, за счет развития нефтегазовой отрасли и алмазодобычи, строительства инфраструктурных проектов. За 2015 - 2019 годы на развитие экономики и социальной сферы республики направлено инвестиций в основной капитал на сумму 1,6 трлн. рублей, что выше уровня периода 2010 - 2014 годы в 1,8 раза (901,2 млрд. руб.).
Объем инвестиций в основной капитал на 2020 год оценивается в 253,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах к 2019 году составляет 65 процентов. Из общего объема инвестиций в основной капитал в 2020 году 53,2 процента приходится на долю добывающей отрасли, включая проекты по добыче и транспортировке нефти и газа - 33,7 процента, проекты угледобывающей отрасли - 9,5 процента, проекты алмазодобывающей отрасли - 5,2 процента, проекты золотодобывающей отрасли - 4,4 процента.
Созданы две территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) "Якутия" и "Южная Якутия". В 2019 году заключено 35 соглашений, вложено инвестиций в размере 37,6 млрд. рублей, создано 6086 рабочих мест.
В 2020 году ТОР "Якутия" расширена на новых площадках Якутской агломерации в п. Жатай (якорный проект по строительству высокотехнологичной Жатайской судоверфи), п. Нижний Бестях (якорный проект по строительству грузового терминала), туристско-рекреационный кластер "Северная мозаика" (якорный проект по строительству круглогодичного детского лагеря "Полярная звезда") с общим объемом инвестиций 9,7 млрд. рублей, созданием 922 новых рабочих мест.
В целях повышения инвестиционной привлекательности, в рамках федерального законодательства в республике также установлены преференциальные режимы для компаний, реализующих региональные инвестиционные проекты.
В настоящее время на территории Республики Саха (Якутия) реализуются 16 региональных инвестиционных проектов, из которых 11 инвестиционных проектов включены в реестр: 2 угледобывающих проекта (ООО "Эльгауголь" и ООО "Долгучан"), 9 золотодобывающих: ООО "Рябиновое", ООО "Томпо-Аурум", АО "Тарынская Золоторудная Компания", ООО "Артель старателей "Дражник", ООО Рудник "Дуэт", ООО "Чочимбал", ООО "Янзолото", АО "ЮВГК", ООО "ЧАРАН", а также 5 инвестиционных проектов, получивших статус регионального инвестиционного проекта в заявительном порядке - золотодобывающие предприятия ООО "Золото Ыныкчана", ООО "Нерюнгри металлик", ООО "АДК", ООО "Удачный", ООО "ГРК "Двойной-Дук".
Общий объем инвестиций в реализацию инвестиционных проектов с момента включения в реестр участников региональных инвестиционных проектов составляет более 101 млрд. рублей, из них осуществлено более 23,2 млрд. рублей.
За 2015 - 2019 годы Республика Саха (Якутия) улучшила позиции в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации с 58 места до 22 места (в 2015 году - 41 место, в 2016 году - 56 место, в 2017 году - 58 место, в 2018 году - 52 место, в 2019 году - 22 место, в 2020 году - 20 место).
Благодаря реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в 2019 году приведено в нормативное состояние 122,9 км региональных автодорог (31,6 процента дорог в нормативном состоянии) и 25 км города Якутска (38,4 процента). Доля населения, имеющего круглогодичную транспортную доступность составила 20,9 процента.
Продвинулась работа по строительству Ленского моста - ключевого элемента Северного широтного пояса, который соединит три федеральные автомобильные дороги: "Колыма", "Вилюй", "Лена". Реализация проекта увеличит круглогодичную транспортную доступность населения Республики Саха (Якутия) с 20,9 процента до 70 процентов к 2025 году, вовлечет инвестиции в несырьевые проекты, что значительно улучшит инвестиционный климат в регионе.
За 2019 год в Республике Саха (Якутия) построено дополнительно более 1600 км волоконно-оптических линий связи (далее - ВОЛС), подключены порядка 50 населенных пунктов. Доступ к сети Интернет организован в 512 (из 637) населенных пунктах, в которых проживает 99,3 процента населения Республики Саха (Якутия). Построено свыше 8000 км волоконно-оптических линий связи, подключен 251 населенный пункт, в которых проживает 86 процентов населения республики. В зоне охвата сотовой связи стандарта 2G проживают 99,3 процента населения республики (480 населенных пунктов). Сотовой связью стандарта 3G охвачены 167 населенных пунктов (80,02 процента населения), стандарта 4G (LTE) - 132 населенного пункта (76,23 процента населения).
Среди регионов Дальневосточного федерального округа по общему объему производства сельскохозяйственной продукции Республика Саха (Якутия) занимает третье место, после Амурской области и Приморского края. В 2019 году объем продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств составил 26,1 млрд. рублей. По сравнению с 2014 годом производство продукции сельского хозяйства уменьшилось на 0,3 процента в сопоставимых ценах.
Структура валовой продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств за период 2015 - 2019 годы не изменилась. Доля валовой продукции хозяйств населения составляет 46 процентов.
Итоги основных показателей экономики за 2015 - 2019 годы подтверждают сохранение стабильного социально-экономического положения республики с небольшим, но устойчивым ростом.
Численность населения Республики Саха (Якутия) на 1 января 2020 года составила 972,0 тыс. чел. и увеличилась на 5,0 тыс. чел., или на 0,5 процента за счет естественного прироста 5,2 тыс. чел. (в 2015 году - 8,2 тыс. чел.) и сокращения миграционной убыли населения (-0,2 тыс. чел.) против (-5,4 тыс. чел.) в 2015 году.
В настоящее время в республике вследствие снижения рождаемости в 90-е годы XX века наблюдается сокращение населения трудоспособного возраста. Если на начало 2015 года доля численности населения республики трудоспособного возраста в общей численности населения составляла 60,5 процента, то на начало 2019 года это соотношение сократилось до 57,7 процента.
Демографические процессы, выразившиеся в снижении численности населения в трудоспособном возрасте, отразились и на динамике трудовых ресурсов. В 2018 году численность трудовых ресурсов была ниже чем в 2015 году на 0,6 процента. В структуре численности трудовых ресурсов наблюдается снижение доли трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, которое восполнялось ростом доли лиц старше трудоспособного возраста.