Главным итогом бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2019 год стало укрепление положительных тенденций в сфере государственных финансов, что повлияло на сохранение устойчивой социально-экономической ситуации в Республике Коми. Основным приоритетом бюджетной политики Республики Коми стала реализация мероприятий, направленных на снижение долговой нагрузки.
Значение задач по сохранению умеренного уровня государственного долга, высокой степени устойчивости и платежеспособности республиканского бюджета Республики Коми усиливается с учетом повышенных требований Министерства финансов Российской Федерации к показателям долговой нагрузки региональных бюджетов и его расширяющихся полномочий по введению ограничительных мер в отношении бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации.
В целях комплексного подхода в вопросе оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2024 годов продолжается реализация одноименной Программы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р (далее - Программа оздоровления).
Совокупный бюджетный эффект по итогам реализации ее мероприятий в 2019 году составил 6,9 млрд рублей (156,5% от планового значения), а установленные на 1 июля 2020 года значения выполнены на 89% (1,8 млрд рублей).
Всего с территории Республики Коми в 2019 году было собрано 244,6 млрд рублей налоговых доходов, что больше уровня 2018 года на 6,6 млрд рублей, или на 2,8%. В рамках централизации налоговых поступлений с территории республики в федеральном бюджете из них только 36,4%, или 89,2 млрд рублей, поступило в консолидированный бюджет республики. Прирост поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми составил 2,6 млрд рублей, или 3,0%. Несмотря на то, что доля налоговых доходов, поступивших в 2019 году с территории республики в федеральный бюджет, по сравнению с предыдущим годом не изменилась (63,6%), объем увеличился на 4,0 млрд рублей, или на 2,7%.
На 3%, или на 2,7 млрд рублей, в сравнении с 2018 годом увеличился объем налоговых и неналоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет Республики Коми. Он составил 89,8 млрд рублей. При этом значительную часть в общем объеме налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми составляют налоговые поступления - 95,7%.
Традиционно основными источниками формирования налоговых доходов в 2019 году являются: налог на прибыль организаций (33,3%), налог на доходы физических лиц (28,4%), налоги на имущество (24,9%), акцизы (3,5%). Прирост поступлений налоговых доходов в 2019 году обеспечен за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль организаций, в превалирующей части от крупного налогоплательщика - участника консолидированной группы налогоплательщиков нефтяной отрасли. По сравнению с 2018 годом объем налога увеличился на 0,9 млрд рублей, или на 3,2%, и составил 29,9 млрд рублей.
Также возросло поступление в консолидированный бюджет Республики Коми акцизов, объем которых в 2019 году составил 4,4 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2018 годом на 1,4 млрд рублей, или в 1,5 раза. Основное увеличение поступлений произошло по доходам от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, поступление которых за 2019 год составило 1,6 млрд рублей и увеличилось по сравнению с 2018 годом на 1,0 млрд рублей, или в 2,8 раза. Данный факт обусловлен изменением порядка распределения доходов от уплаты акцизов на крепкую алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации согласно федеральному законодательству с 1 января 2019 года.
Увеличился на 15,2% (или на 0,3 млрд рублей) и объем поступлений по доходам от уплаты акцизов, которые являются основным источником формирования республиканского дорожного фонда и муниципальных дорожных фондов на нефтепродукты.
Кроме того, за счет размещения в 2019 году временно свободных средств республиканского бюджета в размере 24,5 млрд рублей на банковских депозитах доходы от использования имущества возросли в 4,3 раза, составив более 0,5 млрд рублей.
Вместе с тем значительное снижение поступлений произошло по налогу на имущество организаций - на 1,8 млрд рублей, или на 8,1%, что обусловлено исключением с 1 января 2019 года движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций.
В рамках приведения положений налогового законодательства Республики Коми в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в течение 2019 года были внесены соответствующие изменения в ряд законов Республики Коми по вопросам налогообложения, а также приняты отдельные нормативные правовые акты во исполнение требований федерального законодательства в отношении патентной системы налогообложения, транспортного налога.
С 1 января 2020 года налогоплательщики, принимающие участие в реализации мероприятий национальных проектов на территории Республики Коми, а также налогоплательщики, осуществляющие вложение инвестиций в экономику региона в объеме не менее 15 млрд рублей ежегодно, могут применить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций. Этот инструмент обеспечивается в целях стимулирования инвестиционной активности на территории Республики Коми.
Для активизации процесса перехода на газомоторное топливо на территории Республики Коми установлена налоговая льгота в виде снижения ставки на 50 процентов от ставки налога, установленной по транспортному налогу, для отдельных категорий собственников транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, на период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г.