(с изменениями на 5 марта 2024 года)
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 05.03.2024 N 67)
В целях развития сети объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования на территории Республики Башкортостан, содействия привлечению инвестиций в развитие придорожной инфраструктуры, расширения сферы услуг и повышения качества обслуживания участников дорожного движения Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития придорожного сервиса на территории Республики Башкортостан на 2020 - 2024 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.НАЗАРОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2020 - 2024 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 05.03.2024 N 67)
Концепция развития придорожного сервиса на территории Республики Башкортостан на 2020 - 2024 годы (далее - Концепция) разработана в целях повышения качества обслуживания пользователей дорог за счет создания и развития на территории Республики Башкортостан объектов придорожного сервиса с высоким уровнем обслуживания.
Реализация положений Концепции, касающихся автомобильных дорог общего пользования федерального значения, осуществляется по согласованию с ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства.
В рамках настоящей Концепции под объектами придорожного (дорожного) сервиса понимаются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, гостиницы, мотели, кемпинги, пункты общественного питания, торговые объекты (при условии строительства в комплексе с иными объектами, относящимися к объектам придорожного (дорожного) сервиса), пункты медицинской помощи и связи, автомойки, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств), расположенные вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также регионального, межмуниципального, местного значения в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Республики Башкортостан, и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования, а также автозаправочные станции, станции технического обслуживания, автомойки, расположенные вдоль автомобильных дорог и улично-дорожных сетей, не являющихся частными дорогами и не указанных в составе перечней, утвержденных Правительством Республики Башкортостан.
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 05.03.2024 N 67)
Объекты придорожного (дорожного) сервиса располагаются в пределах полосы отвода, придорожной полосы, а также за их пределами.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 05.03.2024 N 67)
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) формирование генеральной схемы развития объектов придорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования на основе анализа текущего состояния и перспектив развития автомобильных дорог, а также с учетом туристических маршрутов и документов территориального планирования Республики Башкортостан;
2) разработка единых стандартов и типов объектов придорожного сервиса с учетом интенсивности дорожного движения;
3) создание благоприятных условий для развития предпринимательства и привлечения инвестиций для строительства объектов придорожного сервиса;
4) строительство современных объектов придорожного сервиса, в том числе многофункциональных комплексов высокого уровня обслуживания, а также модернизация существующих;
5) повышение качества обслуживания пользователей автомобильных дорог общего пользования и улучшение условий труда и отдыха водителей большегрузного транспорта (перевозчиков);
6) создание условий для повышения уровня безопасности пользования автомобильными дорогами общего пользования;
7) социально-экономическое развитие территорий, создание точек экономического роста, а также условий для создания новых рабочих мест различной квалификации и специализации;
8) создание правовой базы, способствующей привлечению в развитие придорожного сервиса субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) содействие переводу стихийно созданных объектов придорожного сервиса в правовое поле;
10) создание системы информирования участников дорожного движения об объектах придорожного сервиса, предоставляемых ими услугах и их качестве.
Масштабность обозначенных целей и специфика задач предопределяют необходимость комплексного подхода к их достижению и решению, предусматривающего учет максимального количества факторов и особенностей проектирования, строительства и эксплуатации объектов придорожного сервиса.
Республика Башкортостан занимает 2 место в Российской Федерации по протяженности дорог общего пользования. Согласно данным официальной статистики на территории республики протяженность автомобильных дорог общего пользования оставляет 48607,3 км, в том числе 794 км - дороги федерального значения, 13647,8 км - дороги регионального и межмуниципального значения, 34165,5 км - дороги местного значения. Протяженность дорог с твердым покрытием составляет 44277,7 км, или 91,1% от общей протяженности дорог, что также является одним из лучших показателей в Российской Федерации (за исключением городов федерального значения).
Обозначенные показатели, а также географическое положение республики свидетельствуют о необходимости развития современной инфраструктуры придорожного сервиса и создания условий для комфортного передвижения как для жителей, так и для гостей региона.
В настоящее время автодороги республики обслуживают более 900 объектов придорожного сервиса.
Структура объектов придорожного сервиса, размещенных на федеральных, региональных и межмуниципальных дорогах
Наименование автомобильной дороги | Количество объектов придорожного сервиса, ед. | Доля объектов придорожного сервиса в общем количестве объектов, % |
Федеральные автодороги, в том числе: | 221 | 23% |
М-5 "Урал" | 107 | |
М-7 "Волга" | 52 | |
Пр-240 Уфа - Оренбург | 62 | |
Региональные и межмуниципальные дороги, в том числе: | 552 | 58% |
Кропачево - Месягутово - Ачит | 51 | |
Бирск - Тастуба - Сатка | 49 | |
Уфа - Иглино - Красная Горка - Павловка | 39 | |
Магнитогорск - Ира | 35 | |
Уфа - Инзер - Белорецк | 26 | |
Дороги местного значения | 180 | 19% |
Всего | 953 | 100% |
Территориальное размещение объектов придорожного сервиса республики характеризуется неравномерным развитием данной сферы.
В разрезе муниципальных образований количество объектов придорожного сервиса варьируется от 1 объекта (Бижбулякский и Ишимбайский районы) до 83 объектов (Уфимский район).
Структура придорожного сервиса республики в разрезе видов объектов придорожного сервиса выглядит следующим образом: АЗС - 287 ед., объекты торговли - 281 ед., пункты питания (кафе) - 261 ед., объекты автосервиса - 122 ед., АГЗС - 95 ед., гостиницы (мотели) - 82 ед., автостоянки - 64 ед.
В последние годы основными инвесторами создания объектов придорожного сервиса являлись крупные нефтяные компании, имеющие достаточные финансовые ресурсы для создания таких объектов.
В настоящее время в стадии строительства находятся 63 объекта придорожного сервиса.
Результаты мониторинга текущего состояния объектов придорожного сервиса, а также вышеприведенная структура и отзывы участников дорожного движения об уровне и качестве обслуживания свидетельствуют о недостаточном уровне развития придорожного сервиса в Республике Башкортостан.
Мониторинг текущего состояния объектов придорожного сервиса также выявил наличие мест несанкционированной торговли вдоль автомобильных дорог общего пользования, особенно в летний и осенний периоды. Остановка автотранспорта в таких местах влечет за собой уменьшение пропускной способности дорог, что негативно влияет на безопасность дорожного движения.
Нормативные правовые акты, регулирующие строительство и эксплуатацию объектов придорожного сервиса, представлены в приложении N 1.
Основные недостатки существующего состояния объектов придорожного сервиса связаны с отсутствием условий для системного и прогнозируемого развития, предусматривающего наличие удобного механизма прохождения предпринимателем всех необходимых процедур, связанных со строительством объектов, а также эффективных мер государственной поддержки и инструментов контроля качества предоставляемых услуг.
Среди основных причин, сдерживающих развитие придорожного сервиса на территории республики, следует выделить следующие:
необходимость значительных первичных затрат предпринимателей на обеспечение земельных участков и объектов придорожного сервиса инженерными коммуникациями, на строительство (реконструкцию) подъездов, съездов и примыканий и переходно-скоростных полос;
отсутствие необходимого стандарта для строительства новых объектов и оценки состояния существующих объектов придорожного сервиса;
отсутствие актуальной, систематизированной, открытой для широкого круга пользователей автомобильных дорог информации о наличии, расположении и состоянии существующих объектов придорожного сервиса;