Возможности и ограничения социально-экономического развития Свердловской области формируются под влиянием факторов внешней и внутренней среды, в том числе внеэкономического характера. Траектория развития в кратко- и среднесрочной перспективе будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами.
В начале 2020 года введенные многими странами карантинные меры, направленные на борьбу с распространением инфекции, привели к снижению экономической активности в крупнейших экономиках до уровня ниже исторического минимума.
Неравномерность выхода стран из карантина и длительное сохранение ограничений будут сдерживать глобальный рост мировой экономики. При этом существенным риском остается вторая волна эпидемии инфекции.
Сбалансированная макроэкономическая политика и значительный объем накопленных резервов позволили Свердловской области ограничить влияние ухудшения внешней конъюнктуры на внутренний рынок.
В 2022 году ожидаются восстановление экономики и выход на траекторию устойчивого роста, который продолжится на среднесрочном горизонте. Вместе с тем скорость и сроки восстановления экономики в настоящее время характеризуются высокой степенью неопределенности, связанной с эпидемиологическими факторами.
Восстановление инвестиционной активности государственного и частного секторов экономики обеспечит основу для увеличения темпов экономического роста. На федеральном уровне запланирован комплекс мер по улучшению условий для ведения предпринимательской деятельности и делового климата, созданию механизмов поддержки и реализации инвестиционных проектов.
Тенденции в инвестиционной деятельности будут способствовать росту производительности труда в секторах, которые наиболее активно осуществляют модернизацию основных фондов.
В целях поддержки бизнеса и населения в период ограничений на федеральном и региональном уровнях власти были приняты и реализуются пакеты антикризисных мер, направленных на поддержание доходов как работающего населения, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми, снижение текущих издержек бизнеса, создание стимулов для сохранения занятости.
Вместе с тем меры социальной поддержки и поддержки бизнеса позволят ограничить, но не исключить в 2020 году высвобождение рабочей силы, снижение реальных денежных доходов населения вследствие приостановки деятельности организаций и мер по оптимизации издержек в период карантинных ограничений.
Учитывая значительное снижение в 2020 году реальной заработной платы и реальных доходов населения, ожидается, что в 2021 году данные показатели покажут компенсационный рост с последующим выходом на траекторию стабильного роста в среднесрочной перспективе.
Росту промышленного производства на территории Свердловской области в среднесрочной перспективе будет способствовать участие предприятий в реализации крупных российских проектов, а также в мероприятиях, предусмотренных государственными программами Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Приоритетами развития транспортного комплекса Свердловской области станут создание стабильной транспортной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности транспортных коридоров, в том числе международных, развитие Екатеринбургского железнодорожного узла и международного хаба на базе публичного акционерного общества "Аэропорт Кольцово", развитие дорожной сети, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, доведение их состояния до нормативных требований и повышение пропускной способности, а также реализация крупнейших проектов, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р.
На социально-экономическое развитие Свердловской области существенное влияние оказывают общероссийские демографические тенденции, отличительными особенностями которых являются изменение возрастной структуры населения, высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте, снижение численности женщин в репродуктивном возрасте.
Демографическая политика в Свердловской области в среднесрочной перспективе ориентирована на достижение национальных целей по обеспечению устойчивого роста численности населения и увеличению ожидаемой продолжительности жизни, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Основным инструментом для достижения целевых ориентиров будет являться реализация региональных проектов в рамках национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение".