В 2020 году введение режима нерабочих дней, а также дополнительных ограничений привело к существенному спаду уровня экономической активности в потребительском секторе. В 2021 - 2023 годах прогнозируется восстановление траектории роста потребительского рынка. Одновременно сохранятся результаты положительной трансформации бизнеса - развитие дистанционной формы торговли и обслуживания, бесконтактной доставки, выдачи и оплаты товаров.
В основу прогноза развития потребительского рынка по варианту 1 заложен темп роста потребительского спроса, не обеспечивающий восстановление показателей до докризисного уровня. Оборот розничной торговли в 2023 году составит 1336,5 млрд. рублей, или 96,6% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.
По варианту 2 развитие торговли после отмены режима самоизоляции будет сдерживать недостаточно высокая динамика денежных доходов населения. В 2023 году оборот розничной торговли составит 1365 млрд. рублей, или 98,6% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.
По варианту 3 показатели потребительского рынка вернутся на докризисный уровень во второй половине 2021 года. Восстановление потребительского спроса будет происходить высокими темпами на фоне роста объемов потребления непродовольственных товаров за счет реализации эффекта отложенного спроса, положительной динамики денежных доходов населения, развития потребительского кредитования, роста объемов интернет-торговли. Согласно варианту 3 оборот розничной торговли в 2023 году составит 1477,2 млрд. рублей, или 106,5% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.
Аналогичные факторы будут определять тенденции развития рынка платных услуг. В 2023 году платные услуги населению по варианту 1 прогнозируются на уровне 457,5 млрд. рублей, или 97,2% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах, по варианту 2 - 475,6 млрд. рублей, или 101,1%, по варианту 3 - 484,2 млрд. рублей, или 102,9%.