Ключевой задачей налоговой политики Республики Бурятия является расширение налогового потенциала бюджета за счет создания комфортных для субъектов предпринимательства условий развития бизнеса и привлечения инвестиций в экономику региона.
Общий объем предоставленных региональных налоговых льгот (налоговых расходов) в 2019 году составил 431,6 млн. рублей, или 52,6% к 2018 году, снижение преимущественно связано с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации по исключению 1 января 2019 года движимого имущества из объекта налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Ввиду изменения в налоговом законодательстве региональная льгота по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества (железнодорожного подвижного состава) организациями не была востребована и отменена с 2020 года. На уменьшение объема предоставленных льгот также повлияли результаты деятельности организаций железнодорожного транспорта, зарегистрированных в республике после 1 января 2018 года и применяющих пониженную ставку по налогу на прибыль.
2018 (отчет) | 2019 (отчет) | |
Региональные налоговые льготы - всего (млн. рублей), из них: | 820,9 | 431,6 |
- по налогу на имущество организаций | 573,7 | 271,7 |
- по налогу на прибыль | 229,6 | 142,0 |
- по налогу, взимаемому с применением УСН | 15,6 | 14,8 |
- по транспортному налогу | 0,5 | 0,4 |
- по налогу по патентной системе налогообложения | 1,6 | 2,6 |
В целом за счет оказания государственной поддержки в виде мер налогового стимулирования организациями - получателями льгот выпущено продукции и произведено услуг на сумму 23,3 млрд. рублей, инвестировано в основной капитал 10,6 млрд. рублей собственных средств, создано 38 новых рабочих мест и обеспечена занятость 3,9 тысячи человек, уплачено налоговых платежей в консолидированный бюджет республики более 1,0 млрд. рублей, на 1 рубль налоговых льгот получено в консолидированный бюджет республики 2,9 рубля налогов.
Продолжена работа в рамках формирования перечня налоговых расходов Республики Бурятия и оценки налоговых расходов Республики Бурятия. В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.12.2019 N 646 за каждой налоговой льготой (налоговым расходом) закрепляются кураторы, ответственные за достижение соответствующих налоговому расходу целей государственной программы Республики Бурятия и (или) целей социально-экономической политики Республики Бурятия.
По результатам проводимой ежегодной оценки эффективности налоговых льгот перечень региональных льгот регулярно пересматривается, взамен неэффективных и неактуальных вводятся новые льготы, которые предполагают в перспективе расширение налогового потенциала и отдачу в виде бюджетного эффекта, так, с 2020 года введены новые налоговые льготы для:
а) организаций - участников национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" по налогу на имущество организаций в отношении имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта и направленного на повышение производительности труда. Целью проекта является ежегодный прирост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики на 5% с 2024 года. Достижение цели проекта в будущем обеспечит увеличение объема выпускаемой продукции и соответственно увеличение поступлений налоговых платежей организаций - участников в консолидированный бюджет Республики Бурятия;
б) организаций, осуществляющих обработку и утилизацию опасных и неопасных отходов, в целях развития системы утилизации отходов в Республике Бурятия - вместо ранее отмененной неэффективной льготы для организаций обработки отходов резины;
в) организаций, получивших статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по налогу на прибыль - в целях оказания государственной поддержки региональным операторам в рамках реализации права, предоставленного регионам по установлению льготы;
г) налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю обувью и лекарственными средствами, по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в целях снижения налоговой нагрузки на предпринимателей в связи с отменой с 1 января 2020 года специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для предпринимателей, осуществляющих торговлю товарами, подлежащими маркировке;
д) собственников административно-деловых и торговых центров, в условиях ухудшения экономической ситуации, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в рамках оказания первоочередных мер государственной поддержки для наиболее пострадавших организаций и предпринимателей предоставлена льгота в виде уменьшения суммы налога на имущество организаций на 50% от суммы снижения арендных платежей арендаторам помещений.
Бюджетная политика в 2019 году и истекшем периоде 2020 года была направлена на обеспечение устойчивости и сбалансированности республиканского и местных бюджетов.
В полном объеме было обеспечено финансирование всех социальных выплат, межбюджетных трансфертов, субсидий учреждениям на выполнение государственных заданий, "майских указов", повышение уровня федерального минимального размера оплаты труда, увеличенного на компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях, строительство и выкуп детских дошкольных учреждений, расходов за счет "дальневосточной" субсидии и других бюджетных обязательств.
Также было обеспечено отсутствие кредиторской задолженности по выплате заработной платы, публичным обязательствам и безопасный уровень долговой нагрузки на республиканский бюджет.