В 2019 году ситуация на рынке труда Сахалинской области сохранялась достаточно стабильной. Объемы увольнения работников по причине ликвидации организаций, сокращения численности или штата работников практически на уровне 2018 года (высвобождено 1285 человек, из которых большинство трудоустроены на другие предприятия). Массовых высвобождений работников не наблюдалось.
Уровень безработицы (по МОТ) в среднем по области составил 5,2%, что на 0,1 п.п. ниже чем в 2018 году. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2019 года составил 0,5%.
В 2020 году введение ограничительных мер по причине распространения коронавирусной инфекции оказало влияние на рынок труда.
По сравнению с 2019 годом ожидается снижение численности населения, занятого в экономике области, увеличение численности безработных граждан.
Численность занятого населения в 2020 году ожидается в количестве 277,3 тыс. человек, что на 0,2% меньше чем в 2019 году.
По оценке, общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в 2020 году составит 15,3 тыс. человек (5,5% от численности рабочей силы). Число безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, к концу 2020 года составит 2,3 тыс. человек (0,8% от численности рабочей силы).
Принятые дополнительные меры на федеральном и региональном уровнях по поддержке занятости населения, в том числе малого и среднего бизнеса, способствуют сохранению рабочих мест, недопущению роста безработицы.
В 2021 - 2023 годах численность рабочей силы и численность занятого населения будет постепенно увеличиваться. Среднегодовая численность занятых в экономике к 2023 году по базовому варианту увеличится до 278,6 тыс. человек, или на 100,3% к уровню 2019 года.
Увеличение доли занятых прогнозируется на предприятиях сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства; строительства; в сфере образования; здравоохранения и социальных услуг, снижение - в сфере торговли; транспортировки и хранения; деятельности административной и сопутствующих дополнительных услуг.
По оценке, к концу 2023 года численность трудовых ресурсов составит 333,1 тыс. человек, или 100,3% к уровню 2019 года.
Поэтапное повышение пенсионного возраста в рамках реформы пенсионной системы приведет к расширению границ трудоспособного возраста, что будет способствовать изменению структуры трудовых ресурсов в части ежегодного увеличения удельного веса трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. По прогнозной оценке, численность трудоспособного населения к 2023 году составит 280,6 тыс. человек (84,2% от численности трудовых ресурсов против 83,2% в 2019 году).
Кроме того, восполнение трудовых ресурсов планируется за счет привлечения квалифицированных кадров из других регионов страны, соотечественников из-за рубежа, иностранной рабочей силы.
Регулирование процессов в сфере трудовой миграции осуществляется с соблюдением принципа приоритетного трудоустройства российских граждан, установлением запрета по отдельным видам экономической деятельности на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, увеличением коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, используемого при расчете стоимости патента, а также регулированием размера утверждаемой квоты на привлечение иностранных работников. Установленные меры будут способствовать снижению численности иностранной рабочей силы до 31,2 тыс. человек к 2023 году, или на 9,6% меньше по сравнению с 2019 годом.
В прогнозном периоде продолжится реализация мероприятий по созданию условий для эффективной занятости населения: оказание содействия в трудоустройстве; направление безработных граждан на профессиональное обучение, повышение квалификации для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; поддержка молодых специалистов в целях их социальной адаптации на первом рабочем месте; сопровождение инвалидов при получении профессионального образования и трудоустройстве; привлечение в область квалифицированных кадров; повышение трудовой мобильности населения.