Действующий

О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 298-р "Об утверждении Концепции создания новых мест дополнительного образования детей в Республике Коми на период 2020 - 2024 годов"


1. Обоснование и потребности в реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей в Республике Коми.


В Республике Коми с 2017 года в рамках приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", с 2018 года федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" начата глобальная работа по пересмотру дополнительных общеобразовательных программ, качеству предоставления услуг дополнительного образования, созданных условий доступности для всех детей.


Главным достижением стало увеличение охвата дополнительным образованием детей от 5 до 18 лет, в том числе технической направленности, с 69% в 2017 году до 70% по итогу 2019 года. Также реализация мероприятий позволила расширить спектр программ дополнительного образования детей, создать условия для выявления и раскрытия талантов, а также сделать шаг к созданию современной высокотехнологичной инфраструктуры для реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности в городах, выросла информационная открытость системы дополнительного образования детей, информированности семей, имеющих детей, о возможностях получения образовательных услуг. Реализованы программы ранней профессиональной ориентации и разработки рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями ("Проектория", "Билет в будущее"). Расширены возможности доступа негосударственных организаций к бюджетным средствам для реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе за счет внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.


Вместе с тем в системе дополнительного образования детей республики сохраняется ряд проблем, требующих решения.


Одна из наиболее значимых проблем - это социальное и территориальное неравенство в доступе к качественным и востребованным дополнительным общеобразовательным программам.


В 2019 году в Республике Коми функционирует 91 организация дополнительного образования с преобладанием городских организаций, в том числе по отрасли "Образование" - 46 организаций, из них 14 в сельских районах, по отрасли "Культура" - 41 организация, из них 12 в сельской местности, и только по отрасли "Физическая культура и спорт" из 4 организаций 3 расположены в сельской местности. Таким образом, из 91 организации дополнительного образования лишь 29 организаций располагаются в сельской местности (32% от общего количества организаций).


Услугами дополнительного образования по отрасли "Образование" за 2019 год по данным мониторинга федерального статистического наблюдения в Республике Коми по форме N 1-ДО "Сведения об учреждениях дополнительного образования детей" охвачено 64 367 детей, из них в сельской местности 14 313 детей (22% от общего количества занимающихся). В организациях отрасли "Культура" получали услуги дополнительного образования 9 407 детей, из них из сельской местности 1 475 детей (16%), в организациях отрасли "Спорт" - 1 539 детей, из них из сельской местности 1 154 ребенка (75%).


Во многих сельских местностях организации дополнительного образования вовсе отсутствуют, услуги дополнительного образования предоставляются на базах школ, детских садов. Современная система дополнительного образования в сельских местностях испытывает дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью. Это препятствует реализации современных программ, предполагающих развитое материально-техническое обеспечение (конструирование, моделирование, исследование, робототехника, туризм, музыкальное творчество).


Несмотря на то, что охват услугами дополнительного образования по всей Республике Коми составляет 70% по всем отраслям (47% по отрасли "Образование"), в ряде территорий охват ниже в сравнении с общереспубликанским, в том числе МО МР "Печора" - 38,6%; МО МР "Корткеросский" - 28,7%; МО ГО "Вуктыл" - 30,8%, МО МР "Койгородский" - 51%, МО ГО "Сыктывкар" - 46%, МО МР "Троицко-Печорский" - 39%, МО ГО "Усинск" - 44%. В период с 2017 года по 2019 год в указанных районах фиксируется отрицательная динамика охвата детей дополнительным образованием (кроме МО ГО "Сыктывкар"). Сниженные показатели охвата в данных районах оказывают значительное влияние на снижение общереспубликанского показателя охвата детей услугами дополнительного образования (в процентах).


На отдельных территориях наблюдается низкий охват по отдельным направленностям дополнительных общеобразовательных программ, но вместе с тем данные направленности входят в запросы детей и родителей. Для того чтобы дополнительное образование было привлекательном и востребованным для населения республики, требуется обеспечить многообразие видов деятельности, мобильного реагирования на запросы потенциальных заказчиков.


С учетом современных реалий существует необходимость развития программ технической и естественно-научной направленностей, охват которыми составляет по технической - 6%, естественно-научной - 12%.


Невысокий показатель связан с особенностями республики, преобладанием сельских территорий, недостаточной квалификационной подготовкой педагогов, реализующих программы дополнительного образования по данным направленностям, а также с морально устаревшей материально-технической базой организаций образования.


В республике техническая и естественно-научные направленности качественно реализуются в крупных городах (МО ГО "Ухта", МО ГО "Сыктывкар"), а также в приближенных к ним сельских местностях посредством введенного в эксплуатацию с 2019 года мобильного технопарка "Кванториум" (г. Сыктывкар). В сельских местностях и городах, находящихся в отдаленных местностях, в том числе в МО ГО "Воркута" (9,2% детей, занимающихся по программам технической направленности), среди детей существует потребность в развитии и обновлении дополнительных общеобразовательных программ по технической и естественно-научной направленностям. На сегодняшний день обеспеченность организаций дополнительного образования инструментами и необходимыми расходными материалами для реализации данных программ составляет менее 50% от потребностей.


Исходя из территориальных особенностей Республики Коми, в которой преобладают сельские районы, принципиально важно развивать аграрно-промышленный сектор и народные промыслы, которые вызывают значительный интерес у населения республики и приезжающих туристов.


Таким образом, занятия по технической и естественно-научной направленностям (к примеру, изучение сельскохозяйственной техники для подростков) будут являться и важным воспитательным моментом, и одновременно профориентационным мероприятием.