ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 октября 2020 года N 332-р


[О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 298-р "Об утверждении Концепции создания новых мест дополнительного образования детей в Республике Коми на период 2020 - 2024 годов"]



1. Внести в распоряжение Правительства Республики Коми от 14 августа 2019 г. N 298-р следующие изменения:


1) в пунктах 1 и 2 слова "на период 2020 - 2024 годов" заменить словами "на период 2020 - 2030 годов";


2) Концепцию создания новых мест дополнительного образования детей в Республике Коми на период 2020 - 2030 годов, утвержденную распоряжением (приложение N 1), изложить в редакции согласно приложению N 1;


3) Комплекс мер по созданию новых мест дополнительного образования детей в Республике Коми на период 2020 - 2030 годов, утвержденный распоряжением (приложение N 2), изложить в редакции согласно приложению N 2.


2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.



Заместитель Председателя
Правительства Республики Коми -
министр финансов
Республики Коми
Г.РУБЦОВА



Приложение N 1
к распоряжению
Правительства Республики Коми
от 15 октября 2020 г. N 332-р



"Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 14 августа 2019 г. N 298-р
     (приложение N 1)



КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ НОВЫХ МЕСТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД 2020 - 2030 ГОДОВ


1. Обоснование и потребности в реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей в Республике Коми.


В Республике Коми с 2017 года в рамках приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", с 2018 года федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" начата глобальная работа по пересмотру дополнительных общеобразовательных программ, качеству предоставления услуг дополнительного образования, созданных условий доступности для всех детей.


Главным достижением стало увеличение охвата дополнительным образованием детей от 5 до 18 лет, в том числе технической направленности, с 69% в 2017 году до 70% по итогу 2019 года. Также реализация мероприятий позволила расширить спектр программ дополнительного образования детей, создать условия для выявления и раскрытия талантов, а также сделать шаг к созданию современной высокотехнологичной инфраструктуры для реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности в городах, выросла информационная открытость системы дополнительного образования детей, информированности семей, имеющих детей, о возможностях получения образовательных услуг. Реализованы программы ранней профессиональной ориентации и разработки рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями ("Проектория", "Билет в будущее"). Расширены возможности доступа негосударственных организаций к бюджетным средствам для реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе за счет внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.


Вместе с тем в системе дополнительного образования детей республики сохраняется ряд проблем, требующих решения.


Одна из наиболее значимых проблем - это социальное и территориальное неравенство в доступе к качественным и востребованным дополнительным общеобразовательным программам.


В 2019 году в Республике Коми функционирует 91 организация дополнительного образования с преобладанием городских организаций, в том числе по отрасли "Образование" - 46 организаций, из них 14 в сельских районах, по отрасли "Культура" - 41 организация, из них 12 в сельской местности, и только по отрасли "Физическая культура и спорт" из 4 организаций 3 расположены в сельской местности. Таким образом, из 91 организации дополнительного образования лишь 29 организаций располагаются в сельской местности (32% от общего количества организаций).


Услугами дополнительного образования по отрасли "Образование" за 2019 год по данным мониторинга федерального статистического наблюдения в Республике Коми по форме N 1-ДО "Сведения об учреждениях дополнительного образования детей" охвачено 64 367 детей, из них в сельской местности 14 313 детей (22% от общего количества занимающихся). В организациях отрасли "Культура" получали услуги дополнительного образования 9 407 детей, из них из сельской местности 1 475 детей (16%), в организациях отрасли "Спорт" - 1 539 детей, из них из сельской местности 1 154 ребенка (75%).


Во многих сельских местностях организации дополнительного образования вовсе отсутствуют, услуги дополнительного образования предоставляются на базах школ, детских садов. Современная система дополнительного образования в сельских местностях испытывает дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью. Это препятствует реализации современных программ, предполагающих развитое материально-техническое обеспечение (конструирование, моделирование, исследование, робототехника, туризм, музыкальное творчество).


Несмотря на то, что охват услугами дополнительного образования по всей Республике Коми составляет 70% по всем отраслям (47% по отрасли "Образование"), в ряде территорий охват ниже в сравнении с общереспубликанским, в том числе МО МР "Печора" - 38,6%; МО МР "Корткеросский" - 28,7%; МО ГО "Вуктыл" - 30,8%, МО МР "Койгородский" - 51%, МО ГО "Сыктывкар" - 46%, МО МР "Троицко-Печорский" - 39%, МО ГО "Усинск" - 44%. В период с 2017 года по 2019 год в указанных районах фиксируется отрицательная динамика охвата детей дополнительным образованием (кроме МО ГО "Сыктывкар"). Сниженные показатели охвата в данных районах оказывают значительное влияние на снижение общереспубликанского показателя охвата детей услугами дополнительного образования (в процентах).


На отдельных территориях наблюдается низкий охват по отдельным направленностям дополнительных общеобразовательных программ, но вместе с тем данные направленности входят в запросы детей и родителей. Для того чтобы дополнительное образование было привлекательном и востребованным для населения республики, требуется обеспечить многообразие видов деятельности, мобильного реагирования на запросы потенциальных заказчиков.


С учетом современных реалий существует необходимость развития программ технической и естественно-научной направленностей, охват которыми составляет по технической - 6%, естественно-научной - 12%.


Невысокий показатель связан с особенностями республики, преобладанием сельских территорий, недостаточной квалификационной подготовкой педагогов, реализующих программы дополнительного образования по данным направленностям, а также с морально устаревшей материально-технической базой организаций образования.


В республике техническая и естественно-научные направленности качественно реализуются в крупных городах (МО ГО "Ухта", МО ГО "Сыктывкар"), а также в приближенных к ним сельских местностях посредством введенного в эксплуатацию с 2019 года мобильного технопарка "Кванториум" (г. Сыктывкар). В сельских местностях и городах, находящихся в отдаленных местностях, в том числе в МО ГО "Воркута" (9,2% детей, занимающихся по программам технической направленности), среди детей существует потребность в развитии и обновлении дополнительных общеобразовательных программ по технической и естественно-научной направленностям. На сегодняшний день обеспеченность организаций дополнительного образования инструментами и необходимыми расходными материалами для реализации данных программ составляет менее 50% от потребностей.


Исходя из территориальных особенностей Республики Коми, в которой преобладают сельские районы, принципиально важно развивать аграрно-промышленный сектор и народные промыслы, которые вызывают значительный интерес у населения республики и приезжающих туристов.


Таким образом, занятия по технической и естественно-научной направленностям (к примеру, изучение сельскохозяйственной техники для подростков) будут являться и важным воспитательным моментом, и одновременно профориентационным мероприятием.


На территории МО ГО "Усинск" имеется потребность в развитии дополнительных программ художественной и физкультурно-спортивной направленностей. Проведенный муниципальным образованием анализ фактов, влияющих на развитие дополнительного образования в МО ГО "Усинск", позволяет обозначить проблему организации занятости детей в возрасте от 5 до 18 лет через кружки и секции физкультурно-спортивной, художественной направленностей сферы дополнительного образования в сельской местности. На базах общеобразовательных организаций, расположенных в труднодоступных территориях муниципалитета, наблюдается низкая вовлеченность детей в занятия дополнительным образованием ввиду недостаточного уровня материально-технической базы школ для реализации программ дополнительного образования, а также слабой транспортной доступности.


Обеспечение мероприятий по выравниванию доступности предоставления дополнительного образования детям в возрасте от 5 до 18 лет на территории МО ГО "Усинск" (независимо от места проживания, социального статуса семьи, здоровья и т.д.) к качественному дополнительному образованию с учетом интересов детей и их родителей (законных представителей) возможно путем модернизации материально-технической базы учреждений, расположенных в труднодоступных территориях.


Востребованными среди родителей также являются программы социально-гуманитарной направленности, и в этом направлении в Республике Коми активно развиваются негосударственные организации, что создает конкурентные условия для организаций муниципального уровня и требует качественного пересмотра программ по данной направленности, предоставляемых муниципальными организациями.


Наиболее востребованы программы данной направленности у населения МО ГО "Ухта". Примечательно, что к созданию условий для полноценного развития детей на данной территории активно привлекаются градообразующие предприятия. В рамках социального партнерства с ПАО "Газпром" в МО ГО "Ухта" в настоящее время проводится масштабная реконструкция муниципального учреждения дополнительного образования "Центр творчества имени Г.А.Карчевского" и детского парка. Для системы дополнительного образования социальное партнерство с промышленными предприятиями является одной из самых эффективных форм функционирования в условиях рыночной экономики.


Также в последние годы в республике значительное внимание уделяется развитию туризма и спорта как среди детей, так и взрослых. Для реализации программ туристско-краеведческой направленности для детей в Республике Коми на базе государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр детей и молодежи" (далее - ГАУДО РК "РЦДиМ") создан Ресурсный центр дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Кроме того, ГАУДО РК "РЦДиМ" является региональной базовой организацией физкультурно-спортивной направленности.


Данной организацией реализуется 26 дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и социально-гуманитарной направленностей, работают 34 педагога дополнительного образования. Как ресурсный центр дополнительного образования туристско-краеведческой направленности в Республике Коми ГАУДО РК "РЦДиМ" реализует программы не только на территории г. Сыктывкара, но и в 5 сельских муниципальных образованиях республики: Сысольский, Прилузский, Усть-Вымский, Сыктывдинский и Княжпогостский. В данных муниципалитетах работают 10 педагогов дополнительного образования - внешние совместители, реализуется 9 программ с охватом более 300 детей.


Ежегодно ГАУДО РК "РЦДиМ" проводит более 30 республиканских мероприятий (соревнования по спортивному туризму и спортивному ориентированию, конференции, олимпиады, конкурсы по краеведению, мероприятия патриотической направленности).


Вместе с тем ГАУДО РК "РЦДиМ" требуется оснащение средствами обучения и воспитания для обеспечения охвата детей в сельских территориях, а также в близлежащих к г. Сыктывкару населенных пунктах. Инфраструктура позволит создать новые ученико-места в сельских территориях для реализации программ дополнительного образования по туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленностям в очном режиме с последующим дистанционным сопровождением, повысить уровень проведения региональных мероприятий и подготовку детей и молодежи к участию во всероссийских мероприятиях, а также предоставит возможность ГАУ ДО РК "РЦДиМ" осуществлять обучающие мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования близлежащих населенных пунктов на более качественном уровне без значительных финансовых затрат на командировочные расходы.


Развитие физкультурно-спортивной направленности в сфере "Образование" важно также ввиду того, что учреждения по отрасли "Физическая культура и спорт" с 2019 года перестали входить в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, посредством которой ведется учет всех детей, охваченных услугами дополнительного образования, по причине перехода спортивных школ на реализацию программ спортивной подготовки. Это напрямую влияет на показатель охвата детей.


Одной из задач федерального проекта "Успех каждого ребенка" является повышение охвата дополнительным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации данной задачи необходимо создавать новые места дополнительного образования, разрабатывать программы дополнительного образования, направленные на детей с особыми потребностями. В этой связи на базе ГАУДО РК "РЦДиМ" планируется разработка и реализация трех дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленностей для детей с ограниченными возможностями здоровья с охватом 30 человек (3 группы по 10 человек).


Следующая проблема, стоящая перед регионом, - это морально устаревшая материально-техническая база организаций дополнительного образования, как самого оборудования, так и помещений, в которых предоставляются услуги дополнительного образования, в образовательных организациях, расположенных в труднодоступных территориях и сельских районах. Отсутствие современных условий предоставления дополнительного образования сказывается на подготовке и участии детей в мероприятиях и соревнованиях различного уровня.


Таким образом, целью Концепции создания новых мест дополнительного образования детей в Республике Коми на период 2020 - 2030 годов (далее - Концепция) является увеличение процента охвата детей от 5 до 18 лет техническим и естественно-научным творчеством на территории Республики Коми в 2030 году до 40%; увеличение процента охвата детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием на территории Республики Коми до 80% к 2024 году с сохранением данного охвата до 2030 года.


Задачи Концепции:


создание единого "воспитательного, образовательного и развивающего пространства" путем интеграции основного общего образования и дополнительного образования;


создание "социального лифта" для детей из сельских местностей;


обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;


обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;


развитие инфраструктуры дополнительного образования детей;


увеличение количества детей, вовлеченных в научно-техническое и инженерное творчество.


Современные реалии диктуют дальнейший вектор развития дополнительного образования и требуют постоянного обновления оборудования, используемых технологий и повышения квалификации педагогических кадров.


Для решения поставленных задач в Республике Коми уже проводится ряд мероприятий, которые способствуют увеличению показателя по охвату детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»