(с изменениями на 18 апреля 2023 года)
(в ред. Распоряжений Правительства Сахалинской области от 02.02.2022 N 58-р, от 18.04.2023 N 309-р)
В соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р:
1. Утвердить региональную программу Сахалинской области "Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2021 - 2023 годы" (прилагается).
2. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации".
Председатель Правительства
Сахалинской области
А.В.Белик
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 - 2023 ГОДЫ"
(в ред. Распоряжений Правительства Сахалинской области от 02.02.2022 N 58-р, от 18.04.2023 N 309-р)
Наименование программы | Региональная программа "Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2021 - 2023 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р |
Координаторы Программы | Министерство финансов Сахалинской области; Отделение по Сахалинской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России (Отделение Южно-Сахалинск)) |
Цель Программы | Содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг |
Исполнители и участники Программы | Министерство финансов Сахалинской области; Банк России (Отделение Южно-Сахалинск) (по согласованию); министерство образования Сахалинской области; министерство социальной защиты Сахалинской области; министерство экономического развития Сахалинской области; департамент информационной политики Правительства Сахалинской области; агентство по труду и занятости населения Сахалинской области; агентство по делам молодежи Сахалинской области; Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области (по согласованию); Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (по согласованию); ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет" (по согласованию); министерство цифрового и технологического развития Сахалинской области; Управление МВД России по Сахалинской области (по согласованию); администрация города Южно-Сахалинска (по согласованию) |
(в ред. Распоряжений Правительства Сахалинской области от 02.02.2022 N 58-р, от 18.04.2023 N 309-р) | |
Задачи Программы | 1) повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения в Сахалинской области, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных технологий; 2) разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка |
Целевые показатели Программы | 1) количество образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Сахалинской области, реализующих образовательные программы по повышению финансовой грамотности: в 2021 году - 75 образовательных организаций; в 2022 году - 90 образовательных организаций; в 2023 году - 105 образовательных организаций; 2) количество педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Сахалинской области, прошедших профессиональную подготовку или повышение квалификации по вопросам преподавания основ финансовой грамотности обучающимся, не менее 25 педагогических работников в год; 3) доля обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Сахалинской области, охваченных мероприятиями по повышению уровня финансовой грамотности обучающихся: в 2021 году - 27%; в 2022 году - 32%; в 2023 году - 37%; 4) информирование работников областных учреждений занятости, социальной защиты об основах финансовой грамотности с целью формирования финансово грамотного поведения взрослого населения Сахалинской области по заявкам учреждений, по мере необходимости; 5) организация просветительских мероприятий по финансовой грамотности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, граждан пенсионного и предпенсионного возраста и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - социально уязвимые группы населения), не менее 1 мероприятия в год; 6) количество мероприятий по финансовой грамотности (вебинары, лекции, круглые столы, зачеты, тестирования) для субъектов малого и среднего предпринимательства, граждан, желающих открыть свое дело, направленных на развитие знаний, навыков и умений в финансовой и предпринимательской сфере, число мероприятий, планируемых к проведению, определяется на заседании межведомственной комиссии с учетом выявленной потребности и предложений от всех участников Программы; 7) мероприятия, направленные на развитие движения волонтеров финансового просвещения, в том числе развитие компетенции волонтеров финансового просвещения через участие в обучающих мероприятиях, не менее 1 мероприятия в год |
Сроки реализации Программы | 2021 - 2023 годы |
Ресурсное обеспечение Программы | Ресурсное обеспечение Программы осуществляется в рамках основной деятельности участников Программы |
Ожидаемые результаты реализации Программы | 1) совершенствование государственной политики Сахалинской области в отношении мер по повышению финансовой грамотности населения Сахалинской области и субъектов малого и среднего предпринимательства; 2) обеспечение комплексного подхода к решению проблем недостаточного уровня финансовой грамотности, информированности, безопасности и защищенности на финансовом рынке населения Сахалинской области; 3) обеспечение получения гражданами доступной, объективной и качественной информации в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в соответствии с их возрастной категорией, жизненными ситуациями и потребностями; 4) обеспечение большей доступности финансового образования в различных формах для целевых групп, особенно социально уязвимых |
Система организации управления, координации и контроля за исполнением Программы | Межведомственная координационная комиссия по реализации региональной программы "Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2021 - 2023 годы" |
Настоящая Программа основывается на Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р (далее - Стратегия), и учитывает принятые документы, сопряженные с вопросами повышения уровня финансовой грамотности населения, развития финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Сахалинской области, в том числе региональную программу "Обеспечение защиты прав потребителей в Сахалинской области на 2020 - 2025 годы", утвержденную распоряжением Правительства Сахалинской области от 14.10.2019 N 584-р, а также действующие соглашения о сотрудничестве органов исполнительной власти Сахалинской области с Банком России (Отделение Южно-Сахалинск).
Используемые в настоящей Программе термины означают следующее:
- "финансовая грамотность" - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния;
- "финансовое образование" - процесс, посредством которого потребители финансовых услуг (инвесторы) улучшают свое понимание финансовых продуктов, концепций и рисков и с помощью информации, обучения развивают свои навыки и повышают осведомленность о финансовых рисках и возможностях, делают осознанный выбор в отношении финансовых продуктов и услуг, знают, куда обратиться за помощью, а также принимают другие эффективные меры для улучшения своего финансового положения. В русскоязычной среде под этим понимается скорее просветительская деятельность и точнее может быть названо финансовым просвещением;
- "основы финансово грамотного поведения" - сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.
С 2011 года Сахалинская область участвует во всероссийских акциях и программах, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг, в том числе в рамках федерального проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации".
Ежегодные мероприятия проводятся во взаимодействии органов исполнительной власти Сахалинской области с представителями Банка России (Отделение Южно-Сахалинск), кредитных организаций, Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области и других заинтересованных сторон.
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 18.04.2023 N 309-р)
Традиционным стало проведение открытых уроков, которые организуются министерством финансов Сахалинской области для студентов высших и средних учебных заведений Сахалинской области в рамках Дней финансовой грамотности в учебных заведениях. На этих уроках студенты знакомятся с основными принципами финансово грамотного поведения, узнают о существующих рисках и способах защиты своих прав, обсуждают с экспертами вопросы грамотного подхода к принятию решений на рынке финансовых услуг.
Системную работу на территории Сахалинской области ведет Банк России (Отделение Южно-Сахалинск), в том числе развивая двустороннее сотрудничество в области повышения финансовой грамотности населения Сахалинской области с органами исполнительной власти, государственными учреждениями, администрациями муниципальных образований Сахалинской области.
В 2017 году Соглашение о сотрудничестве заключено между Банком России и министерством образования Сахалинской области. В рамках данного Соглашения налажено взаимодействие по популяризации образовательных программ в области финансовой грамотности в педагогическом сообществе. Это сотрудничество позволяет проводить необходимую работу по развитию кадрового потенциала и подготовке педагогов дополнительного профессионального образования в области реализации программ повышения финансовой грамотности.
Одновременно министерство образования Сахалинской области совместно с Банком России проводят планомерную работу по финансовому просвещению и организации участия учащихся общеобразовательных организаций Сахалинской области во всероссийских программах и проектах в сфере финансовой грамотности:
- всероссийская программа "Дни финансовой грамотности в учебных заведениях";
- онлайн-уроки финансовой грамотности;
- всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи;
- всероссийский финансовый зачет.
С каждым годом растет как география проводимых мероприятий, так и охват аудитории. Слушателями открытых лекций в сфере финансовой грамотности становятся не только школьники и студенты, но и взрослое население области, в том числе жители отдаленных сел и районов.
С 2018 года открытые лекции и онлайн-уроки проводятся специалистами Банка России (Отделения Южно-Сахалинск) в рамках Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению финансовой доступности в Сахалинской области.
Практикуется проведение уроков финансовой грамотности для представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, налажено сотрудничество с предпринимательским сообществом Сахалинской области.
Развивается направление работы с социально уязвимыми группами населения. Для этих категорий слушателей проводятся лекции, мастер-классы, основная цель которых - помощь в адаптации незащищенных слоев населения к современным условиям функционирования финансовой (платежной, банковской и пр.) системы, защита от мошенничества на финансовых рынках.
Одновременно представителями Банка России в Сахалинской области реализуется информационная политика по повышению финансовой грамотности с использованием средств массовой информации (далее - СМИ): проводятся тематические интервью, теле- и радиоэфиры.
В 2019 году программа "Открытая студия" радио АСТВ была отмечена на Всероссийском конкурсе СМИ за лучшую журналистскую работу, посвященную теме финансового просвещения. В прямом эфире радиостанции представители Банка России (Отделение Южно-Сахалинск) рассказывали о том, как распознать поддельные банкноты, как сохранить материальное благополучие, как повысить знания о финансах. Этот цикл программ эксперты конкурса признали лучшим - в номинации "Радиопроект" радио АСТВ заняло первое место.
В целом, только за истекшие три года реализации Стратегии в Сахалинской области в сфере финансового просвещения состоялось около 300 мероприятий с общим охватом аудитории свыше 14 тысяч человек.
Вместе с тем уровень финансовой грамотности населения Сахалинской области остается пока еще достаточно низким. Исследование в этом направлении проведено аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований в рамках федерального Проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". Сахалинская область находится в группе "С" по общему уровню финансовой грамотности населения (это места с 34 по 52 среди регионов, субъектов Российской Федерации), однако, по индексу "Знания в области финансов", который отражает понимание человеком базовых свойств финансовых продуктов (вкладов и займов), инфляции, а также взаимосвязи риска и доходности, Сахалинская область находится в группе с наименьшим значением показателя - в группе "Е" (места с 70 по 85). Ответственность и грамотность при заключении договоров в отношении финансовых продуктов и услуг демонстрирует лишь 22% населения области, а в возрастной группе 60 - 70 лет этот показатель составляет 18%. Лишь треть жителей (33% населения области) согласно исследованию способны распознавать "финансовые пирамиды" - недобросовестные финансовые организации, использующие мошеннические схемы. Для сельского населения аналогичный показатель составляет 22%.
Повышается актуальность вопросов, связанных с недостаточной информированностью граждан о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты. Второе место по числу обращений о защите прав потребителей в Сахалинской области составляет сфера финансового рынка, наблюдается динамика роста обращений.
Как отмечается в Стратегии, проведенные исследования и анализ мнений экспертного сообщества показывают, что российскому потребителю финансовых услуг присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), а также пассивное отношение к контролю за личными финансами.
Указанные установки являются преимущественно следствием двух групп проблем.
Первая группа проблем связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком доступных образовательных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь, для школьников и студентов), а также с недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг и взаимодействия с финансовыми организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Вторая группа проблем связана с:
- возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), а также отсутствием со стороны населения доверия к финансовой системе;
- отсутствием механизма взаимодействия государства и общества, обеспечивающего повышение финансовой грамотности населения и развитие финансового образования граждан;
- несовершенством законодательного и нормативного обеспечения;
- отсутствием четкого распределения полномочий и ответственности за принятие финансовых решений как на уровне индивида, так и на уровне участников финансового рынка;