ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ (ДЕПСОЦРАЗВИТИЯ ЮГРЫ)
ПРИКАЗ
от 21 октября 2020 года N 21-нп
О внесении изменений в приказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 ноября 2012 года N 34-нп "О программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Положением о Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 ноября 2014 года N 458-п, учитывая пункт 2 Комплекса мер по профилактике социального сиротства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2020 - 2022 годы, утвержденного распоряжением заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 апреля 2020 года N 243-р, в целях совершенствования системы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, приказываю:
Внести в приказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 ноября 2012 года N 34-нп "О программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" следующие изменения:
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, подпунктом 6.43.5 пункта 6.43 Положения о Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 ноября 2014 года N 458-п, приказываю:".
2. Приложение изложить в следующей редакции:
"Приложение
к приказу Департамента
социального развития
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 12 ноября 2012 г. N 34-нп
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Учебно-тематический план
N п/п | Разделы | Всего | Количество часов | |
в том числе | ||||
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1. | Введение в курс подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - граждане, желающие принять ребенка на воспитание в семью) | 8 | 1 | 7 |
1.1. | Что необходимо знать и уметь родителям, чтобы воспитывать подопечного ребенка <*> | 1 | 1 | 0 |
1.2. | Мотивационный тренинг. Родительские и профессиональные функции опекунов, попечителей, усыновителей, приемных родителей (далее - замещающие родители, замещающая семья). Психологическая готовность граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, и членов их семьи к приему подопечных детей в семью. Мотивация приема подопечных детей в семью. Оценка гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, своей способности обеспечить потребности развития ребенка, родительских компетенций (психологическое обследование). Профилактика отказов от детей в замещающих семьях | 7 | 0 | 7 |
2. | Основы законодательства Российской Федерации о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 3 | 2 | 1 |
2.1. | Законодательство Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Основные права и свободы несовершеннолетних (социальные, экономические, культурные, имущественные). Законодательство в области реализации права ребенка жить и воспитываться в семье <*> | 0,5 | 0,5 | 0 |
2.2. | Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1,5 | 1 | 0,5 |
2.3. | Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, попечительство, приемная семья; различия между формами семейного устройства; устройство под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права, обязанности, ответственность замещающих родителей | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Взаимодействие замещающей семьи с заинтересованными органами и организациями по вопросам воспитания подопечных детей | 2 | 1 | 1 |
3.1. | Взаимодействие замещающей семьи с биологической семьей ребенка, в том числе методики и технологии формирования их взаимоотношений. Взаимодействие с органом опеки и попечительства, организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь, службой судебных приставов, пенсионным фондом, другими организациями. Доступная инфраструктура социальных услуг для замещающих семей в месте проживания семьи. Роль специалистов в оказании помощи в период адаптации подопечного ребенка в семье | 2 | 1 | 1 |
Промежуточная аттестация <1> | 1 | 0 | 1 | |
4. | Этапы развития ребенка | 5 | 2 | 3 |
4.1. | Физическое и психомоторное развитие ребенка. Периоды детства. Требования к возрастному развитию детей <*> | 2 | 1 | 1 |
4.2. | Возрастные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 3 | 1 | 2 |
5. | Представление о потребностях развития подопечного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению | 9 | 3 | 6 |
5.1. | Потребности развития ребенка и необходимость их обеспечения | 2 | 1 | 1 |
5.2. | Оценка гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций | 2 | 0 | 2 |
5.3. | Виды насилия над ребенком. Диспропорции развития ребенка. Меры по профилактике суицидального поведения детей | 2 | 1 | 1 |
5.4. | Влияние социальной среды на поведение детей (интернет-зависимость, группы в социальных сетях, предупреждение вовлечения детей в экстремистские организации). Понятия "Экстремизм", "Религиозный экстремизм", "Терроризм" <*> | 1 | 0 | 1 |
5.5. | Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Оценка гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение | 2 | 1 | 1 |
6. | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 5 | 2 | 3 |
6.1. | Что такое психическая депривация и ее последствия для развития ребенка? | 2 | 1 | 1 |
6.2. | Влияние разлук и потерь на развитие ребенка. "И память сердца сохраняя". Что помнит ребенок о себе? <*> | 3 | 1 | 2 |
7. | Адаптация подопечного ребенка и замещающей семьи | 6 | 0 | 6 |
7.1. | Особенности ожидания замещающих родителей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению подопечного ребенка. Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации | 2 | 0 | 2 |
7.2. | Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный | 1 | 0 | 1 |
7.3. | Формирование детско-родительских привязанностей. Стратегии реагирования на сопротивление ребенка изменениям социальной среды | 2 | 0 | 2 |
7.4. | Родственная опека | 1 | 0 | 1 |
8. | "Трудное" поведение ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 5 | 1 | 4 |
8.1. | Как разрешать сложные проблемы приема подопечных детей? | 3 | 0 | 3 |
8.2. | Что такое конфликт? Методы разрешения конфликтов. Поощрение и наказание детей | 2 | 1 | 1 |
9. | Особенности полового воспитания подопечного ребенка | 2 | 1 | 1 |
9.1. | Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности | 1 | 1 | 0 |
9.2. | Способы защиты ребенка от сексуального насилия | 1 | 0 | 1 |
10. | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 5 | 1 | 4 |
10.1. | Моя семья (структура семьи) | 1 | 0 | 1 |
10.2. | Отношения в семье | 1 | 0 | 1 |
10.3. | Роль поддержки и критики в семье | 1 | 1 | 0 |
10.4. | Нормы, правила, традиции семьи | 1 | 0 | 1 |
10.5. | Стили семейного воспитания | 1 | 0 | 1 |
11. | Специализированные модули по подготовке граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей: | 18 | 5 | 13 |
11.1. | подросткового возраста | 6 | 1 | 5 |
11.2. | с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида | 6 | 1 | 5 |
11.3. | братьев-сестер (сиблингов) | 6 | 3 | 3 |
Промежуточная аттестация <2> | 1 | 0 | 1 | |
12. | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 5 | 3 | 2 |
12.1. | Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме, обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним <*> | 2 | 1 | 1 |
12.2. | Формирование здорового образа жизни. <*> Методы поддержания здоровья у детей. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. Возможные патологии развития детей | 1 | 1 | 0 |
12.3. | Психические отклонения у детей | 2 | 1 | 1 |
13. | Подведение итогов освоения курса подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью | 5 | 2 | 3 |
13.1. | Обсуждение результатов освоения курса подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, выполнение домашних заданий. Психологическое обследование граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей | 4 | 2 | 2 |
13.2. | Итоговая аттестация (собеседование, экзамен) | 1 | 0 | 1 |
Всего | 80 | 24 | 56 |
________________
* Подготовка граждан (в отношении указанных тем) может осуществляться как посредством очной, так и очно-заочной (дистанционной) формы.
<1>, <2> Форма проведения промежуточной аттестации вариативна (тест, контрольная работа, собеседование и т.д.).
Описание разделов программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - граждане, желающие принять ребенка на воспитание в семью)
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ РЕБЕНКА НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ
1.1. Что необходимо знать и уметь родителям, чтобы воспитывать подопечного ребенка.
Знания и умения, необходимые гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в семью.
Задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка подросткового возраста, с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, братьев-сестер (сиблингов), в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании подопечного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания подопечного ребенка, ответственности замещающих родителей;
ознакомления граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, с причинами, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей;
ознакомления граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
ознакомления граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей;
формирования у граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;