(с изменениями на 9 января 2023 года)
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 09.01.2023 N 5)
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и мероприятия "Создание новых мест дополнительного образования детей" федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" Правительство Амурской области постановляет:
1. Утвердить:
комплекс мер ("дорожную карту") по созданию новых мест дополнительного образования детей в Амурской области в 2022 - 2023 годах согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
Концепцию создания новых мест дополнительного образования детей в Амурской области в 2022 - 2023 годах согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
2. Определить министерство образования и науки Амурской области региональным координатором, ответственным за создание новых мест дополнительного образования в Амурской области.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Амурской области - министра образования и науки Амурской области Яковлеву С.В.
Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ
КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ НОВЫХ МЕСТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2022 - 2023 ГОДАХ
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 09.01.2023 N 5)
N | Наименование мероприятия | Ответственный | Результат | Срок |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание новых мест дополнительного образования детей (далее соответственно - РВПО, новые места) | Министерство образования и науки Амурской области | Приказ министерства образования и науки Амурской области | 31 января года получения субсидии |
2. | Представлена информация об объемах средств, предусмотренных в консолидированном бюджете Амурской области, на финансовое обеспечение деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ на созданных новых местах по направлениям расходов | Министерство образования и науки Амурской области | Письмо министерства образования и науки Амурской области | 1 февраля года получения субсидии |
3. | Направлен проект перечня средств обучения и воспитания для создания новых мест, информация о дополнительных общеразвивающих программах, для реализации которых составлен указанный перечень, а также список образовательных организаций, на базе которых запланирована реализация указанных программ, по форме, установленной федеральным государственным учреждением, осуществляющим организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение реализации мероприятий по созданию новых мест (далее - Федеральный оператор), в целях получения заключений от федеральных ресурсных центров по направленностям дополнительного образования детей | Министерство образования и науки Амурской области | Письмо министерства образования и науки Амурской области по форме, установленной Федеральным оператором | 1 февраля года получения субсидии |
4. | Получены заключения в отношении проекта перечня средств обучения и воспитания для создания новых мест от Федерального оператора | Федеральный оператор | Письмо Федерального оператора о согласовании перечня средств обучения и воспитания для создания новых мест с приложением заключений | 1 марта года получения субсидии |
5. | Утвержден перечень средств обучения и воспитания для создания новых мест | Министерство образования и науки Амурской области | Приказ министерства образования и науки Амурской области | 10 марта года получения субсидии |
6. | Проведены самообследование и мониторинг инфраструктурных условий реализации дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей на новых местах | Министерство образования и науки Амурской области | По форме, установленной Федеральным оператором | 10 марта года получения субсидии |
7. | Утвержден план-график создания новых мест | Министерство образования и науки Амурской области | Приказ министерства образования и науки Амурской области | 10 марта года получения субсидии |
8. | Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания новых мест | ГБУ АО "Централизованная бухгалтерия министерства образования и науки Амурской области" | Извещения о проведении закупок | 17 марта года получения субсидии |
9. | Заключены контракты (договоры, соглашения) по итогам проведенных закупок | ГБУ АО "Централизованная бухгалтерия министерства образования и науки Амурской области" | Контракты, договоры, соглашения | 1 мая года получения субсидии |
10. | Закуплены, доставлены и налажены оборудование и средства обучения | ГБУ АО "Централизованная бухгалтерия министерства образования и науки Амурской области" | Товарные накладные, акты приемки работ | 15 августа года получения субсидии |
11. | Получены лицензии на ведение образовательной деятельности по программам дополнительного образования | Образовательные организации Амурской области (по согласованию) | Лицензии | 20 августа года получения субсидии |
12. | Осуществлен подбор кадров и заключены трудовые соглашения | Образовательные организации Амурской области (по согласованию) | Трудовые соглашения | 30 августа года получения субсидии |
13. | Проведено повышение квалификации (профмастерства) педагогических работников на создаваемые новые места | Образовательные организации Амурской области (по согласованию) | Удостоверения о повышении квалификации | В течение срока реализации мероприятий |
14. | Завершен набор детей, обучающихся по образовательным программам на новых местах | Образовательные организации Амурской области (по согласованию) | Локальные акты организаций - участников мероприятия | 30 сентября года получения субсидии |
15. | Проведен мониторинг эффективности использования закупленного оборудования и средств обучения | Министерство образования и науки Амурской области | По форме, установленной Федеральным оператором | 20 декабря года получения субсидии |
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ НОВЫХ МЕСТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2022 - 2023 ГОДАХ
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 09.01.2023 N 5)
1. Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей в Амурской области в 2022 - 2023 годах.
Региональная система дополнительного образования детей сформирована в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов на основе интеграции общего и дополнительного образования, реализуется посредством дополнительных общеобразовательных программ.
Функционирование региональной целевой модели дополнительного образования детей Амурской области обеспечено более 550 организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности.
В 2021 году охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами составил 81,93% (103552 чел.).
С начала реализации национального проекта "Образование" численность детей, охваченных дополнительным образованием, увеличилась на 8858 детей.
Сведения о реализации общеобразовательных программ дополнительного образования размещены поставщиками услуг в информационной системе "Навигатор дополнительного образования детей Амурской области".
Система дополнительного образования детей Амурской области развивается в рамках мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование".
Развитие системы дополнительного образования в Амурской области направлено на совершенствование формирования современной образовательной политики региона, обеспечивающей доступное и качественное дополнительное образование на всех уровнях, которое заключается в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей, обеспечении его современного качества, доступности и эффективности по различным направлениям образовательной деятельности.
В то же время стоит отметить, что в Мазановском, Магдагачинском районах, Серышевском, Сковородинском, Тындинском муниципальных округах в системе образования отсутствуют организации дополнительного образования.
В общеобразовательных организациях открыто 97 центров "Точка роста". Цель таких центров - развитие вариативных моделей дополнительного образования детей на основе кейсов и проектной командной деятельности по направлениям дополнительного образования по общеразвивающим естественно-научным, техническим программам, программам био- и генной инженерии, геномной инженерии, "машинного обучения".
Кроме того, модернизировано 11 спортзалов в сельских школах, отремонтировано 16 стадионов, создано 97 школьных спортивных клубов, в 48 образовательных организациях создана цифровая образовательная среда, на базе школ города Благовещенск и города Тында построены автогородки. Также в текущем учебном году в городе Тында запущен центр цифрового образования "IT-куб" (для Приамурья он третий по счету).
Реализация дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях осуществляется в рамках деятельности школьных спортивных клубов, спортивных секций и в других мероприятиях.
В целях исполнения перечня поручений по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, утвержденного Президентом Российской Федерации от 22 ноября 2019 г. N пр-2397, в Амурской области необходимо создать студенческие спортивные клубы, а также оснастить их спортивным инвентарем для реализации дополнительных образовательных программ и увеличения численности детей из числа студентов профессионального образования, осваивающих программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
С целью создания и развития системы современных инновационных проектов интеллектуального развития детей и молодежи, а также содействия ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи, внедрения эффективных моделей образования, доступных для тиражирования во всех регионах страны, в Амурской области создан детский технопарк "Кванториум-28".
В развитии технопарка "Кванториум-28" принимают участие партнеры проекта - компания ПАО "СИБУР Холдинг", ОАО РЖД.
В области создано 2 мобильных комплекса с высокотехнологическим оборудованием (мобильные "Кванториумы"), которые осуществляют выездную деятельность по заявкам муниципальных образований Амурской области.
Мобильные технопарки функционируют на двух транспортных средствах "Камаз", оборудованных средствами обучения и воспитания, каждое из которых осуществляет работу в нескольких агломерациях (группах городов и поселений), объединяющих образовательные организации.
Ежегодно более 1,5 тыс. школьников 12 - 17 лет обучаются по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в 14 агломерациях: с. Березовка, с. Возжаевка, с. Екатеринославка, с. Поярково, с. Константиновка, с. Тамбовка, с. Новокиевский Увал, с. Ромны, г. Завитинск, пгт Талакан, пгт Архара, п. Новобурейский, г. Зея, пгт Магдагачи.
Кроме этого, педагоги мобильных детских технопарков "Кванториум-28" реализуют основные общеобразовательные программы в рамках сетевой формы предметной области "Технология" совместно с общеобразовательными организациями, входящими в 14 вышеуказанных агломераций. Подписаны договоры о сетевой форме реализации образовательной программы с 21 школой Амурской области из 14 агломераций.
В течение учебного года более 2,5 тыс. школьников 5 - 7 классов проходят обучение по программам виртуальной и дополненной реальности, осваивают информационные, геоинформационные технологии, 3D моделирование, прототипирование и макетирование, изучают промышленный дизайн.
В рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" в Амурской области создан центр выявления и поддержки одаренных детей "Вега", основная цель которого - развитие и совершенствование системной работы по развитию талантов в регионе. Деятельностью центра охвачено более 2,5 тыс. детей в год.
Программы дополнительного образования также реализуются в образовательных организациях профессионального, высшего образования.
На базе ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет" создан и успешно функционирует Дом научной коллаборации имени академика РАН М.Т.Луценко (далее - ДНК). Ежегодно обучение по общеразвивающим программам дополнительного образования на базе ДНК проходит более 400 детей, ДНК участвует в реализации урока технологии.
В рамках проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в городах Свободный, Благовещенск, Тында, Белогорск дети обучаются по дополнительным образовательным программам на базе центров дополнительного образования "IT-куб".
Большой акцент в развитии дополнительного образования в области сделан на интеграции дополнительного и общего образования.
Интеграция общего и дополнительного образования позволит решить следующие задачи:
1) сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
2) предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам;
3) решить ряд вопросов профессионального самоопределения школьников.
В 2020 году в области в рамках федеральной субсидии, направленной на мероприятие "Создание новых мест дополнительного образования детей" федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", созданы 23 образовательные площадки по 6 направлениям дополнительного образования. Реализация мероприятия "Создание новых мест дополнительного образования детей" позволила увеличить ежегодный охват детей в области на 1334 ребенка.