Социально-экономическая политика администрации Костромской области на среднесрочную перспективу (2021-2023 годы) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474), от 16 января 2017 года N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года.
В 2020 году распространение новой коронавирусной инфекции оказало негативное влияние на экономику Костромской области.
Введение режима нерабочих дней с 30 марта 2020 года, а также дополнительных ограничений на работу отдельных отраслей привело к существенному снижению экономической активности. Наибольший спад наблюдался в секторах экономики, ориентированных на потребительский спрос. Объем платных услуг, предоставленных населению, сократился в апреле и мае почти на 22,7% и 26,3% к аналогичным месяцам прошлого года, оборот розничной торговли снизился на -22,1% г/г и -11% г/г соответственно (преимущественно за счет торговли непродовольственными товарами). В то же время в базовых отраслях, за исключением торговли, масштаб падения оказался более умеренным. Ограничить спад в экономике и обеспечить ее дальнейшее восстановление позволили меры поддержки бизнеса и населения, принятые Правительством Российской Федерации в течение острой фазы кризиса и направленные прежде всего на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми. Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса.
В то же время дальнейшее восстановление экономической активности с текущих уровней будет сдерживаться отложенным спросом населения, сформировавшимся в период действия карантинных мер и принятыми мерами социальной поддержки. По мере исчерпания данных факторов падение доходов населения будет сдерживать потребительский спрос. В этих условиях потребление домашних хозяйств в ближайшие месяцы будет сохраняться ниже уровней прошлого года.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
диверсификация экономики, развитие инфраструктуры.
В части улучшения инвестиционного климата:
предоставление режима наибольшего благоприятствования в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, включенных в Реестр инвестиционных проектов Костромской области;
использование разнообразных инструментов поддержки инвестиционной деятельности:
предоставление налоговых преференций для различных категорий налогоплательщиков (резиденты ТОР, участники региональных инвестиционных проектов, участники специальных инвестиционных контрактов);
предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов отдельным категориям инвесторов, в т.ч. для реализации масштабных инвестиционных проектов, а также проектов, предусматривающих строительство многоквартирных домов со встроенно-пристроенными помещениями социального назначения;
вовлечение в инвестиционный процесс государственного имущества Костромской области, в т.ч. неэффективно используемого;
предоставление поддержки инвесторам, осуществляющим затраты на восстановление объектов культурного наследия;