Год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год |
Количество заключенных социальных контрактов/количество человек в семьях, заключивших социальный контракт | 100 | 100 | 97/515 | 107/545 | 134/689 | 240/1247 |
Финансирование, млн. рублей | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 3,0 | 6,2 |
В 2019 году 240 малоимущих семей получили единовременную выплату на реализацию мероприятий программ социальной адаптации в рамках заключенных социальных контрактов. Процент неэффективных социальных контрактов от общего количества составил 2%. Средний размер единовременной выплаты по социальному контракту в 2019 году составил 23,0 тыс. рублей, средний срок действия социального контракта - 5 месяцев. 86% социальных контрактов с малоимущими семьями были заключены в сельской местности. Из общего количества семей, с которыми заключены социальные контракты, 86% - многодетные семьи, 23% - неполные семьи, 8% - имеют в составе семьи инвалидов, 42% - имеют в составе семьи неработающих членов семей трудоспособного возраста.
Более 90% от общего количества заключенных социальных контрактов были направлены на приобретение малой сельскохозяйственной техники, стройматериалов для хозяйственных построек, теплиц, домашних животных, кормов.
Сравнение данных за прошедшие года показывает, что доля граждан, получивших государственную поддержку по социальному контракту, в общем числе граждан, получивших государственную социальную помощь, увеличивается, а значит, число малоимущих граждан, которые с помощью "стартового капитала" или развития своего профессионального потенциала или изменения асоциального образа жизни получили толчок к самостоятельному изменению своего материального положения, выросло.
Основным критерием эффективности социального контракта является увеличение среднедушевого дохода семьи до уровня выше прожиточного минимума и его удержание на этом уровне. Как показывает практика, не всегда трудоустройство граждан, особенно в сельской местности, может вывести семью на иной уровень дохода. Анализ положения семей, с которыми были заключены социальные контракты в 2016 - 2017 годах, показал, что количество малоимущих семей, сохранивших уровень дохода выше прожиточного минимума, не превышает 16%. Но, несмотря на это, все же можно отметить положительную динамику в социально-экономическом положении семей - участников социального контракта. Так, по итогам реализации социальных контрактов в Удмуртской Республике в 2019 году доход от трудовой деятельности увеличился у 105 человек, натуральные поступления от личного подсобного хозяйства увеличились у 728 человек, численность граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, составила 688 человек.
В 2020 году Удмуртская Республика в числе 21 субъекта Российской Федерации получила возможность расширить практику заключения социального контракта за счет финансовой поддержки федерального бюджета. На эти цели направлено из консолидированного бюджета 247,9 млн. рублей, что в 39 раз больше, чем в предыдущем 2019 году.
Если за предшествующие 5 лет было заключено 778 социальных контрактов на общую сумму 17,2 млн. рублей, то в 2020 году более 1800 малоимущих семей смогут получить такую государственную поддержку с целью повышения своего уровня и качества жизни.
Для изучения структуры бедности в Удмуртской Республике в разрезе муниципальных образований с декабря 2019 года был организован подомовой обход малоимущих семей - получателей детского пособия, в ходе которого было проведено информирование населения о возможностях социального контракта и формирование предварительного реестра малоимущих семей (граждан), изъявивших желание заключить социальный контракт. К данному обследованию были привлечены территориальные органы Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, организации социального обслуживания, центры занятости населения, администрации муниципальных образований. Было обследовано 25098 малоимущих семей.
Желание заключить социальный контракт изъявили 32% от опрошенных семей со следующим распределением основных направлений социального контракта:
материальная помощь со стороны государства на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, - 42% семей;
прохождение обучения и стажировки - 25,5% семей;
организация и осуществление предпринимательской деятельности (индивидуальная предпринимательская деятельность, крестьянское (фермерское) хозяйство, самозанятость) - 19,5%;
помощь в поиске работы и трудоустройстве - 13%.
Предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта в 2020 году предусмотрено на реализацию 4 направлений, информация по ним представлена в таблице 16.