ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 октября 2020 года N 594-рп
О внесении изменений в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 июля 2019 года N 356-рп "О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование"
В соответствии с Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 15 октября 2020 года):
Внести в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 июля 2019 года N 356-рп "О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование" следующие изменения:
1. В подпунктах 1.3, 1.4 пункта 1 слова "центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов" заменить словами "центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников".
2. Приложения 3, 4 изложить в следующей редакции:
"Приложение 3
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 5 июля 2019 года N 356-рп
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
Раздел 1. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С УКАЗАНИЕМ ПРОБЛЕМАТИКИ И ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования - один из значимых целевых показателей, характеризующих достижение национальной цели - возможности для самореализации и развития талантов, поставленной в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Это ведущая цель национального проекта "Образование", достижение которой осуществляется решением задач по обновлению содержания образования, созданию необходимой современной инфраструктуры, созданию условий для подготовки соответствующих профессиональных кадров, их переподготовки и повышения квалификации, а также созданию наиболее эффективных механизмов управления системы образования.
Образовательная политика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ориентирована на обеспечение доступного качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя автономного округа, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Качество образования объективно зависит от уровня профессионального мастерства педагогических работников, уровня их готовности к восприятию и трансляции нового, включению в активный процесс поддержания функционирования и развития образовательной экосистемы, способности обеспечивать развитие своей индивидуальности. Поэтому без создания условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников невозможно обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
На решение обозначенных задач регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Учитель будущего", в том числе результата 1.6 "Созданы центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центры оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов во всех субъектах Российской Федерации", направлено мероприятие по созданию Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - ЦНППМПР, центр, автономный округ).
Создание центра позволит вывести процессы профессионального сопровождения педагогических и управленческих кадров на принципиально новый уровень; привести к мобильности и гибкости процесса повышения квалификации, отвечающего на запросы педагогов и образовательных организаций; интегрировать усилия по модернизации системы образования и сформировать новую практику поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников системы образования автономного округа.
Потребности в реализации мероприятия по созданию ЦНППМПР в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при софинансировании из средств бюджета Российской Федерации обусловлены:
необходимостью создания единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров автономного округа;
необходимостью создания условий для непрерывного повышения квалификации педагогических кадров с учетом современных общественных и технологических вызовов - цифровизации экономики, роста влияния ассоциаций на профессиональную деятельность педагогов и образовательных организаций, ориентации на лучшие педагогические практики и сетевое взаимодействие при выборе ресурсов эффективного профессионального роста;
недостаточной оснащенностью процесса повышения квалификации педагогических работников эффективными инструментами самоуправления профессиональным развитием, общественно-профессиональной экспертизы и мониторинга для обеспечения непрерывности роста профессионального мастерства, его результативности и открытости;
недостаточной нормативно-правовой базой для применения новых форм непрерывного профессионального образования и роста профессионального мастерства, в том числе на основе современных цифровых технологий;
низким уровнем участия педагогов с высокими результатами качества педагогической деятельности в проектировании повышения квалификации и путей его развития в целях непрерывного роста профессионального мастерства;
необходимостью создания инфраструктуры непрерывного профессионального образования, ориентированной на совместное социальное и профессиональное проектирование, создание профессионально ориентированных стартапов, сетевое профессиональное общение и поддержку экспертных сообществ как эффективных ресурсов современного регионального повышения квалификации.
Создание в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ЦНППМПР с учетом особенностей сложившейся системы повышения квалификации и векторов ее преобразования будет способствовать:
персонализации процесса повышения квалификации педагогических работников и его результативности, диагностируемой как устойчивый рост уровней профессиональных компетенций педагогов: специально-предметных, психолого-педагогических, методических, коммуникативных;
необходимых условий для непрерывности роста профессионального мастерства и успешной ликвидации профессиональных дефицитов (будут созданы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для онлайн-обучения, электронные учебные микромодули для самостоятельного конструирования программ повышения квалификации, библиотеки электронных образовательных ресурсов для непрерывного профессионального образования, инструменты для самотестирования уровней профкомпетенций);
росту удовлетворенности педагогических работников дополнительными профессиональными программами повышения квалификации педагогических работников и реализуемыми на их основе учебными курсами разных модификаций;
росту цифровой компетенции педагогических работников и их способности повышать уровень профмастерства в новой электронной среде;
росту участия педагогических работников в создании и реализации программ непрерывного профессионального мастерства в условиях новой инфраструктуры непрерывного образования и повышения квалификации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
созданию принципиально новой инфраструктуры повышения квалификации, обусловливающей непрерывность роста профессионального мастерства (будут созданы инновационные зоны единого образовательного пространства, появится сеть площадок непрерывного роста профмастерства, профессиональные ассоциации войдут в число участников повышения квалификации, появится разнообразие и увеличится количество дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, реализуемых как онлайн-тренинги профессионального мастерства).
ЦНППМПР будет создан по модели "Мини" как структурное подразделение автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр развития и инноваций в образовании" (далее - ЦРИО) после реорганизации автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" (лицензия на осуществление образовательной деятельности N 3411 от 12.03.2020) путем разделения на ЦРИО и автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Информационный центр сопровождения оценочных процедур в системе образования".
ЦНППМПР будет располагаться по адресу: 628012, Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 12а, на общей площади 451 кв. м и включать следующие функциональные зоны:
медиатеку - 45 кв. м;
помещение для организации групповой работы - 25 кв. м;
лекторий - 63 кв. м;
административные зоны - 178 кв. м: зона входной группы ("ресепшен"), помещение для персонала;
помещение для проектной деятельности - 20 кв. м, оборудовано не менее 10 мест для участников;
3 многофункциональные учебные аудитории по 40 кв. м, мест для участников будет оборудовано не менее 15 в каждой аудитории.
Информация о предполагаемом центре представлена в таблице 4.
Функциональные зоны ЦНППМПР спланированы исходя из имеющихся в ведении автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" помещений и позволяют реализовать основные задачи центра. Вместе с тем технические характеристики здания не позволяют предусмотреть увеличение их площадей.
Зонирование помещений в ЦНППМПР будет осуществлено в соответствии с современными стандартами оформления офисных и общественных пространств (открытые пространства, энергосберегающие технологии, использование возможностей для создания записей на стенах и др.) с учетом их назначения, к которому относятся:
наличие комфортных условий для участия педагогических работников в процедурах добровольной независимой оценки их профессионального уровня;
комплексное осуществление формирования условий и создания системы непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий;
оказание поддержки в формировании профессиональных ассоциаций и участие в их работе;
участие педагогических и руководящих работников системы общего образования в программах обмена опытом и лучшими практиками; привлечение к реализации программ дополнительного профессионального образования.
Все зоны центра имеют доступ к высокоскоростному Интернету, обеспечиваемому WiFi-подключением с бесплатным гостевым доступом, снабжены необходимым набором оборудования и мебели, в том числе средствами обучения и воспитания.
Зонирование и дизайн-проектирование помещений в ЦНППМПР осуществляется в соответствии со спецификой системы образования, а также с учетом руководства по брендированию центров, утверждаемого федеральным государственным учреждением, осуществляющим организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания и функционирования центров в субъектах Российской Федерации (далее - Федеральный оператор) (раздел 3 Концепции). Оформление и зонирование помещений центра осуществляется в соответствии с согласованным дизайн-проектом с Федеральным оператором, с обязательным размещением логотипа ЦНППМПР на фасаде здания, в зоне входной группы ("ресепшен"), функциональных зонах.
Организация образовательной деятельности в ЦНППМПР осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в том числе по дополнительным профессиональным программам, а также иным видам деятельности, направленным на развитие педагогических кадров Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Приоритетными направлениями деятельности ЦНППМПР являются:
обеспечение доступных условий для профессионального развития и самореализации педагогических работников в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
поиск, обобщение и внедрение лучших практик повышения квалификации педагогических работников;
разработка и создание организационных и методических условий для реализации индивидуального образовательного маршрута педагогических работников;
создание общественных пространств для обеспечения взаимодействия педагогических работников, в том числе по форме центра коллективного пользования;