Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливается необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации (ст. 8, п. 11, ч. 1) [10].
Одним из условий решения такой задачи государственной программой Российской Федерации "Развитие образования на 2018 - 2025 годы" (далее - ГПРО) определено развитие единой общероссийской системы оценки качества образования на всех уровнях образования (далее - ЕСОКО) [6].
Базовым уровнем ЕСОКО выступают региональные системы оценки качества образования (далее - РСОКО), обеспечивающие комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования и развития региональных образовательных систем в условиях требований государства высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования.
Задача ГПРО по развитию на региональном уровне эффективных национальных механизмов оценки качества образования делает необходимой ее отражение в реализуемой в Челябинской области с 2016 года второй редакции Концепции региональной системы оценки качества образования [14]. В период с 2016 по 2020 годы в системе образования Челябинской области сформирована необходимая и достаточная нормативная база функционирования и развития РСОКО, а также сформирована практика принятия управленческих решений по ее результатам.
Нормативную основу РСОКО составляют Закон Челябинской области "Об образовании в Челябинской области" [11], а также государственные программы Челябинской области: "Развитие образования в Челябинской области на 2018 - 2025 годы" [7], "Развитие профессионального образования в Челябинской области" [8], распоряжения и постановления Правительства Челябинской области об утверждении паспортов региональных проектов Национального проекта "Образование" и мероприятий по их реализации.
РСОКО системно регламентируется через приказы Министерства образования и науки Челябинской области, издаваемые как циклично (ежегодно), так и по результатам (или для нормативного закрепления) новаций в развитии РСОКО. Практика принятия и реализации нормативных и распорядительных документов РСОКО (механизмы государственно-общественного управления) обеспечивает ее устойчивое функционирование и развитие, а также позволяет гибко реагировать на федеральные законодательные изменения и запросы. Перечень нормативных документов регионального уровня, определяющих рамки функционирования РСОКО, представлен в приложении 1 к данной Концепции.
Необходимость отражения в РСОКО действующей федеральной и региональной нормативной практики в сфере оценки качества образования выступает одним из факторов обновления содержания Концепции РСОКО.
Другим фактором, актуализирующим очередное обновление Концепции, являются результаты развития системы оценки качества образования Челябинской области за период с 2016 по 2020 гг.
За эти годы управление качеством образования в области поступательно двигалось от совершенствования РСОКО к ее развитию (2016 - 2018 гг.) и далее - к формированию и осуществлению региональной политики в сфере оценки качества образования. Такая региональная политика рассматривается как деятельность по обеспечению и комплексному сопровождению системы образования Челябинской области в части оценки качества образования.
С 2019 года региональная политика в сфере оценки качества образования в полной мере является актуальным этапом развития РСОКО. Основным содержанием региональной политики в сфере оценки качества образования в Челябинской области выступает системное применение инновационных механизмов управления РСОКО. К таким механизмам относятся проектное управление РСОКО, организация межмуниципального взаимодействия для решения актуальных задач развития систем оценки качества образования, концептуализация ключевых аспектов развития систем оценки качества образования. Практика показала результативность всех этих механизмов, а с 2019 года они работают на новом содержании. Векторами их обновления стали федеральные проекты развития образования. Это прежде всего федеральные проекты Национального проекта "Образование" и новые направления развития ЕСОКО [6].
Также развитие РСОКО обеспечивают региональные концепции в сфере оценки качества образования. Период с 2016 по 2020 годы для системы оценки качества образования Челябинской области стал этапом серьезной концептуализации различных аспектов функционирования и развития РСОКО.
В системе образования Челябинской области сложилась эффективная практика разработки концепций и методик РСОКО с привлечением ресурса профессионального сообщества (образовательная агломерация по развитию систем оценки качества образования), их широкого профессионально-общественного обсуждения и профессионально-общественной экспертизы (региональное сетевое экспертное сообщество в сфере оценки качества образования), а также последующего за принятием концепций и методик этапа выработки и распространения модельных решений по их реализации всеми субъектами РСОКО.
Единая управленческая модель концептуализации актуальных аспектов РСОКО характеризуется также общими подходами к структуре и содержательному наполнению концепций и методик, сформированностью в них дорожных карт реализации, единством организационных механизмов управления, общностью подходов к оценке и анализу результативности, направленности управленческих решений.
Функционирование и развитие системы оценки качества образования Челябинской области определяют концепции: