Показатели уровня обеспечения безопасности дорожного движения являются функцией многих переменных, таких как общее социально-экономическое развитие страны или ее субъекта, определяющее степень автомобилизации и качественный состав парка транспортных средств, объем перевозок, подвижность населения, развитие и состояние дорожной инфраструктуры, а также факторов социальной и транспортной психологии, эффективности деятельности административных органов, отвечающих за безопасность дорожного движения, организации системы спасения и эвакуации пострадавших в ДТП и многих других условий. В качестве результирующих критериев достигнутого уровня безопасности дорожного движения обычно рассматривают три группы показателей:
1. Абсолютные (или статистически ожидаемые) показатели аварийности, такие как общее число ДТП, число погибших и раненных в них участников дорожного движения в единицу времени (обычно год), или текущие изменения указанных показателей в течение рассматриваемого периода.
2. Показатели риска здоровья населения в дорожном движении (количество пострадавших в ДТП по отношению к численности населения).
3. Относительные показатели риска ДТП и риска ранений в ДТП, определяемые с учетом интенсивности движения и расстояния поездок, а также плотности ДТП (числа ДТП, отнесенного к протяженности дорожной сети).
Для оценки базовых тенденций изменения аварийности в конкретной местности (населенный пункт, район, край, республика, страна) обычно требуется накопление многолетних статистических данных. При этом в качестве исходных данных, помимо сведений об аварийности, часто используют такие показатели, как:
численность парка транспортных средств,
протяженность дорожной сети,
численность населения,
годовой пробег транспортных средств (транспортная работа).
Статистические сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения, собираемые в рамках деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, используются при анализе причин дорожно-транспортных происшествий, выявлении негативных тенденций и проблемных точек, при оценке эффективности мер, направленных на снижение количества и тяжести ДТП, являются основой при принятии управленческих решений.
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения является совершенствование управленческой деятельности, повышение правосознания и ответственности всех участников дорожного движения, снижение тяжести последствий в дорожно-транспортных происшествиях, снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Направления деятельности и мероприятия по повышению уровня безопасности дорожного движения определены федеральными и муниципальными программами, так, например, целью Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 N 864, является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 8000 человек (28,82% по сравнению с показателем смертности в 2012 году).
В рамках приоритетного федерального проекта Министерства транспорта РФ "Безопасные и качественные дороги" запланировано обеспечить реализацию программ приведения в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние и развития автомобильных и муниципальных дорог крупнейших городских агломераций, в том числе Уфимской. Приоритетными целями Проекта являются:
снижение количества аварийно-опасных участков на дорогах крупнейших городских агломераций до 2018 года не менее чем на 50% и до 2025 года, не менее чем на 85%,