По данным МВД ГИБДД РБ, по состоянию на 31.12.2014 количество зарегистрированных транспортных средств на территории ГО г. Уфа составляло 478285 ед. транспорта и на 31.12.2015 485398 ед. транспорта. По состоянию на 1 января 2017 года на территории ГО г. Уфа зарегистрировано более 493000 транспортных средств. По сравнению с 2006 годом на дорогах ГО г. Уфа насчитывается почти в 2 раза больше автотранспортных средств (в 2006 году - 251000 автотранспортных средств). Уровень автомобилизации стремительно увеличивается, и в настоящий момент составляет порядка 300 автотранспортных средств на 1000 населения. Ежегодный прирост личного легкового транспорта жителей города составляет от 1 до 2%.
По структуре городского автомобильного парка большую часть его составляют легковые автомобили - 86%, 12% - грузовые автомобили, 2% - автобусы.
Автомобили иностранного производства лидируют в структуре парка, их доля от общего числа автомобилей составляет 67% по состоянию на 1 января 2017 года.
Для оценки обеспеченности рабочих мест и жилья парковками был проведен анализ парковочных емкостей по морфотипам застройки по транспортным районам, освоенными типичной многоэтажной застройкой, по результатам которого сделан вывод о недостаточности существующего количества парковочных мест для легкового автотранспорта. Достигнутый уровень автомобилизации привел к существенным проблемам с организацией хранения автомобилей, пространственные резервы размещения парковочных мест фактически исчерпаны, что обусловлено морфотипом массовой застройки.
В существующих условиях на территории ГО г. Уфа организовано свыше 108000 машино-мест на парковках и стоянках различного назначения. В гаражах и подземных стоянках организовано 87157 машино-мест. Кроме того, на улично-дорожной сети организовано свыше 21000 машино-мест.
По стандартам Евросоюза проблема парковок в пределах города считается решенной, если местами обеспечены, по крайней мере, 60% зарегистрированных в городе автомобилей. В городах России обеспеченность местами для хранения автомобилей по месту проживания населения составляет в среднем 35 - 40%, а обеспеченность местами для парковки автомобилей у объектов притяжения в среднем не превышает 25% от требуемого количества. Бесконтрольное паркирование транспортных средств на городской улично-дорожной сети снижает ее пропускную способность, однако, борьба с этим явлением требует внедрения системы внеуличных стоянок автомобильного транспорта в зонах высокого спроса на паркирование, а также системы перехватывающих автостоянок. Такие стоянки становятся необходимыми в связи с перенасыщением городов транспортными потоками и стремлением сократить въезд в город индивидуального и транзитного транспорта.
Итогом регулирования спроса на передвижения на личных автомобилях становится перераспределение пассажиропотоков в сторону использования участниками дорожного движения общественного городского и междугороднего транспорта. Широкое распространение в последние годы находят платные уличные парковки, как средство борьбы с нарушениями правил остановки/стоянки на проезжей части и способ повышения привлекательности общественного транспорта. Для организации платных машиномест необходимо придерживаться принципа замкнутости ареола территории, на которой существует дефицит парковочного пространства. Принцип замкнутости подразумевает невозможность найти бесплатные парковки в пределах ограниченной пешеходной доступности. То есть должна быть исключена возможность соседства и чередование платных и бесплатных машиномест.
На основании опыта градостроительства и практики организации дорожного движения с учетом перспективы роста уровня автомобилизации во многих странах, в том числе и в России, выработаны рекомендации и нормативы по обеспечению характерных объектов местами для временной стоянки транспортных средств. СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" содержит нормативы, которые предназначены для градостроительного проектирования и могут быть использованы для обоснования оперативных мер по организации временных стоянок.
Общие требования к размещению и планировке стоянок сводятся к обеспечению минимальных помех для транспортного потока при въезде на стоянку и выезде с нее, удобства и безопасности пользования стоянками водителями и пассажирами автомобилей. Решение последнего требования характеризуется близостью стоянки к основному объекту тяготения, а также наличием безопасных путей пешеходного движения между стоянкой и обслуживаемыми объектами.
Первым этапом реализации мероприятий по регулированию спроса на передвижения на личных автомобилях в ГО городе Уфе будет организация и использование на платной основе парковочных мест, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах улиц: Революционная, Аксакова, Заки Валили, Воровского, Айская.
Важное место в обеспечении эффективной работы парковочного пространства занимает информирование участников дорожного движения. Водителя необходимо информировать о месте расположения стоянок, о наличии зон запрещения остановки/стоянки, о наличии свободных парковочных мест, о способе и стоимости взимаемой платы.
Все мероприятия по введению платного парковочного пространства и запрещению остановки транспортных средств на отдельных улицах после их введения должны непрерывно администрироваться.