Действующий

О Стратегии социально-экономического развития города Ярославля на период 2021 - 2030 годов



1.2.5.1. Муниципальная служба


Численность работников органов городского самоуправления на конец 2019 года составила 1208 чел. По отношению к 2014 году данный показатель сократился на 12%.


Количество муниципальных служащих в составе работников местной власти на конец 2019 года в городе Ярославле равно 1113 чел., или 92,1% от общей численности работников органов городского самоуправления. По сравнению с 2014 годом количество муниципальных служащих в городе сократилось на 10%. Количество муниципальных служащих в составе органов городского самоуправления не может быть менее 83% от общей численности работников (согласно рекомендациям Минтруда России). По городу Ярославлю значение рассматриваемого показателя находится в пределах установленного норматива.


Уровень оплаты труда муниципальных служащих в городе Ярославле по отношению к среднемесячной заработной плате работников организаций является одним из самых низких среди региональных центров ЦФО. Среднемесячная заработная плата в городе Ярославле в среднем на 1 муниципального служащего (без выплат социального характера) в 2019 году составила 39 022 руб. К уровню 2014 года она возросла на 21%.


По результату оценки органами исполнительной власти Ярославской области ("Рейтинг-76") деятельности органов местного самоуправления по итогам 2017 года город Ярославль занимал 7 место среди 20 городских округов и муниципальных районов области. В 2018 году город вышел на 5 место из 19 городских округов и муниципальных районов, а в 2019 году - на 2 место из 19 оцениваемых муниципальных образований.


Сопоставляя указанные выше результаты с изменением численного состава и оплаты труда работников местной власти, можно отметить, что повышение позиции города в региональном рейтинге достигнуто при сокращении количества работников органов городского самоуправления в 2019 году на 4,7% к уровню 2017 года и при сохранении на практически неизменном уровне оплаты труда (рост на 3,5%).


Повышение квалификации муниципальных служащих является одним из установленных законодательством о муниципальной службе обязательным направлением работы органов городского самоуправления. Отличительная особенность программ дополнительного профессионального образования для муниципальных служащих - их "погруженность" в специфику деятельности, что позволяет выстраивать практикоориентированное обучение.


Мэрией города Ярославля была разработана трехуровневая модульная система обучения муниципальных служащих базовым и профессиональным компетенциям, включающая очную и дистанционную формы обучения, которая с 2015 года успешно реализуется на базе ИРСИ. Также к обучению привлекаются вузы города. В среднем, ежегодно обучение в различных формах проходят 13% - 14% муниципальных служащих, в т.ч. 8% - 9% - специалисты основного кадрового состава.


С 2015 года ИРСИ выполняет функции по комплексной оценке соответствия претендентов на должности муниципальной службы квалификационным требованиям. Наряду с оценкой компетенций для отдельных групп должностей оцениваются психологические и личностные особенности конкурсантов.


Основными сдерживающими факторами перспективного развития муниципальной службы являются следующие:


- сохранение качества трудовых ресурсов на фоне снижения их образовательного уровня, что предполагает необходимость выделения значительных ассигнований на дополнительную подготовку персонала уже в процессе работы;


- культивирование в обществе негативного представления о муниципальных (государственных) служащих. Отрицательный образ чиновника осознается общественностью и служащими как общая несправедливость, дискриминация по признаку места работы. Данный социальный конфликт в одном случае препятствует притоку на службу высокопрофессиональных кадров, в другом - демотивирует уже работающих, снижает эффективность труда, способствует профессиональному выгоранию.