Недействующий

Об одобрении прогноза социально-экономического развития Орловской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (с изменениями на 18 декабря 2020 года)



3.1. Общие положения


Прогноз социально-экономического развития Орловской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Прогноз) разработан на основании одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации.


Прогноз разработан по Орловской области в целом и в разрезе муниципальных образований. Параметры Прогноза учитывают приоритеты Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года, утвержденной постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 2018 года N 31/823-ОС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года", итоги социально-экономического развития Орловской области за 7 месяцев текущего года, тенденции мировой и российской экономики.


При разработке Прогноза были использованы общероссийские сценарные условия, макроэкономические показатели и индексы-дефляторы, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации, информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, предложения органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, сведения о финансово-экономических показателях деятельности предприятий и организаций - основных налогоплательщиков региона.


Внешние и внутренние условия развития российской экономики существенно поменялись. Распространение новой коронавирусной инфекции стало масштабным вызовом и для мировой, и для российской экономики. Траектория развития в кратко- и среднесрочной перспективе будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами и в связи с этим характеризуется повышенной степенью неопределенности.


Сценарные условия разработаны Министерством экономического развития Российской Федерации в двух вариантах - базовом и консервативном.


Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции.


В качестве основного варианта для разработки параметров федерального и региональных бюджетов на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов Министерством экономического развития Российской Федерации рекомендован базовый вариант прогноза.


В начале 2020 года введенные многими странами карантинные меры, направленные на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, привели к существенному снижению деловой активности в крупнейших экономиках. По мере снятия карантинных ограничений в крупнейших странах наблюдается оживление экономической активности, однако оперативные экономические индикаторы остаются существенно ниже предкризисных уровней.


Несмотря на указанные тенденции, ситуация в российской экономике в целом оставалась устойчивой. Сбалансированная макроэкономическая политика и значительный объем накопленных резервов позволили ограничить влияние ухудшения внешней конъюнктуры на российскую экономику.


Согласно базовому варианту прогноза в среднесрочной перспективе инфляция будет сохраняться вблизи целевого уровня Банка России (в 2020 году инфляция составит 3,8%, в 2021 году - 3,7%, в 2022 и 2023 годах - 4,0%).


Темп роста экономики в целом за 2020 год оценивается на уровне 96,1%. Ключевым фактором снижения ВВП в текущем году станут объективно обусловленные ограничения, направленные на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции. К концу 2021 года экономика выйдет на траекторию устойчивого роста, который продолжится в среднесрочной перспективе (103,3% - в 2021 году, 103,4% - в 2022 году, 103,0% - в 2023 году). Вместе с тем скорость и сроки восстановления экономики в настоящее время характеризуются высокой степенью неопределенности, связанной с эпидемиологическими факторами.


В целях поддержки бизнеса и населения в период ограничений Правительством Российской Федерации были приняты и реализуются пакеты антикризисных мер, направленные, прежде всего, на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми, снижение текущих издержек бизнеса, создание стимулов для сохранения занятости.


Меры социальной поддержки и поддержки бизнеса позволят ограничить, но не исключить высвобождение рабочей силы, снижение реальных денежных доходов населения вследствие остановки бизнеса и мер по оптимизации издержек.


В текущем году ожидается рост безработицы до уровня 5,7% от рабочей силы в среднем за год (по сравнению с 4,6% в 2019 году). Фактором, сдерживающим рост безработицы, станут сохраняющиеся демографические ограничения со стороны предложения трудовых ресурсов. Уровень безработицы в 2021 году составит 5,2%, в 2022 году - 4,7%, в 2023 году - 4,6%.