Современная система расселения Пензенской области определяется административно-территориальным делением на муниципальные районы, городские округа, городские и сельские поселения и имеет иерархическую структуру: региональная (областная) система, межрайонные системы, районные системы, местные (локальные) системы.
Транспортно-полосовая модель расселения определена концентрацией населения и населенных пунктов вдоль основных транспортных осей. В непосредственной близости к транспортным осям расположены, в основном, наиболее крупные и экономически развитые населенные пункты. Оси имеют направление север-юг (Саранск - Пенза - Ртищево, Пенза - Саратов) и запад-восток (Москва - Пенза - Самара, Тамбов - Пенза) и пересекаются в областном центре.
Ключевым элементом притяжения населения является автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск, вдоль которой расположены населенные пункты, аккумулирующие около 800 тысяч человек или почти 60% всего населения области.
В соответствии с моделью концентрических зон центральным элементом планировочной структуры и центром региональной системы расселения является город Пенза. Вокруг города Пензы складывается система второстепенных планировочных центров различного уровня и масштаба.
Сложившимися межрайонными центрами в настоящий момент являются города Кузнецк, Каменка, Сердобск и Нижний Ломов. Эти узловые элементы в значительной степени концентрируют в себе демографический и хозяйственный потенциал области, выступают инновационными центрами по отношению к территории, на которую распространяется их экономическое и социокультурное влияние.
В Пензенской области выделяются две формирующиеся городские агломерации: Пензенская и Кузнецкая.
В Пензенской агломерации, объединяющей территории города Пензы и прилегающие земли Пензенского, Бессоновского районов и ЗАТО г. Заречный, а также тяготеющего к ним Мокшанского района, агломерационные процессы наиболее ярко выражены. Оценочное количество жителей, проживающих в Пензенской агломерации, составляет около 700 тысяч человек и равно более 50% всего населения области. В зоне тридцатиминутной транспортной доступности от города Пензы сложилась устойчивая маятниковая миграция с трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными целями, имеется непрерывная застройка.
Кузнецкая агломерация складывается в результате тяготения значительного количества жителей Кузнецкого, Неверкинского, Сосновоборского и Камешкирского районов к городу Кузнецк, в котором они работают, проходят медицинское обслуживание в межрайонной больнице, посещают объекты торговли, спорта и досуга, обеспечивая на 20 - 30% маятниковую миграцию. Общая численность Кузнецкой агломерации оценивается более чем в 160 тысяч человек (около 12% общей численности населения области).
Формирование Пензенской и Кузнецкой агломераций обусловлено концентрацией основных производственных сил в городах Пензе и Кузнецке, следовательно, и значительным количеством разнообразных рабочих мест с более высокой заработной платой, а также более развитой социальной инфраструктурой, включая концентрацию объектов здравоохранения (в том числе оказывающих высокотехнологичные медицинские услуги), культуры и искусства, торговли и развлечений.
Цели агломерирования: обеспечение опережающего по сравнению со среднероссийскими показателями значений эффективности развития экономики агломераций. Состав Пензенской агломерации: г. Пенза, ЗАТО г. Заречный и территории Пензенского и Бессоновского районов, прилегающие к г. Пензе и р.п. Мокшан. Состав Кузнецкой агломерации: г. Кузнецк, Кузнецкий район, Камешкирский район, Неверкинский район, Сосновоборский район; г. Никольск, Никольский район. Направления развития агломераций:
- осуществление совместного стратегического и территориального планирования развития всех муниципальных образований, образующих городскую агломерацию, а также синхронизация с региональными документами стратегического планирования;
- согласованное развитие городских агломераций и расположенных в зонах их влияния моногородов, ЗАТО, особых экономических зон и других территорий, имеющих особый статус или особенности осуществления хозяйственной деятельности;
- синхронизация деятельности ЖКХ, энергоснабжения, создания и модернизации социальной и коммунальной инфраструктуры, транспорта в районах, входящих в агломерацию;
- решение проблем межмуниципального взаимодействия (нормативное, финансовое, градостроительное и пр.), выравнивание уровня качества их жизни при экономии затрат на управление и повышение добавленной стоимости в экономике региона, повышение качества жизни в агломерации, остановка миграционных потоков в соседние области и крупные города;