В 1991 году в Ижевске был открыт первый телефон доверия. Служба получила название "Молодежный телефон доверия", по названию ведомства - Государственный комитет по делам молодежи Удмуртской Республики. В каждом районном центре Удмуртской Республики была своя служба, все они работали под единым трехзначным номером. К 1998 году службы начинают закрываться из-за сокращения финансирования и специалистов. Из 25 служб продолжает работать только одна в городе Ижевске. Служба базируется в Республиканском методическом центре "Психолог-плюс". С 2008 года "Молодежный телефон доверия" переведен на круглосуточный режим работы. С 2015 года к стационарному номеру подключена услуга "интеллектуальный номер", позволяющая обращаться в службу и с сотовых телефонов бесплатно.
С 2010 года на территории Удмуртской Республики действует детский телефон доверия (служба экстренной психологической помощи) с единым общероссийским номером 8-800-2000-122 (служба также базируется в Республиканском методическом центре "Психолог-плюс"). Таким образом, на сегодняшний день в Удмуртской Республике работают две линии ТД: молодежный телефон доверия (финансирование - бюджет УР, услуги связи оплачивает БУ УР РМЦ "Психолог-плюс") и детский телефон доверия (финансирование - Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, город Москва).
В 2016 году к деятельности детского телефона доверия (служба экстренной психологической помощи) с единым общероссийским номером 8-800-2000-122 на территории Удмуртской Республики подключен второй центр (Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению "СоДействие"). В случае занятости линии, звонок переключается на "СоДействие".
Основными принципами работы телефонных консультантов являются:
анонимность: этот принцип соблюдается как в отношении абонентов, обратившихся в службу (абонент не обязан называть себя и говорить о своем местонахождении), так и в отношении специалистов отдела, находящихся на дежурстве в службе ДТД (все дежурные специалисты работают под псевдонимами и абоненту не предоставляется информация, которая поможет найти специалистов вне стен службы). Адрес службы не сообщается абонентам, посторонним юридическим и физическим лицам, журналистам;
конфиденциальность: доверительность или конфиденциальность работы службы обеспечивается тем, что все без исключения телефонные разговоры, журналы, информационные материалы доступны только сотрудникам службы. В службе отсутствуют определяющая номера и записывающая разговоры техника;
доступность: служба ДТД в Удмуртской Республике работает ежедневно, круглосуточно и все поступающие звонки являются бесплатными для абонента. Все это позволяет увеличить доступность службы.
Рекламно-просветительская деятельность - это одно из направлений работы Телефона доверия и должна основываться на принципах деятельности службы экстренной психологической помощи по телефону.
Принцип доступности наиболее тесно связан с рекламной кампанией службы, так как эффективное информирование населения о Телефоне доверия позволяет сделать экстренную психологическую помощь доступной.
Основной целью рекламной кампании Телефона доверия для детей и подростков в нашем учреждении является информирование детей, подростков и их родителей о том, куда они могут позвонить в сложной ситуации (стимулирующая реклама).
Основными задачами рекламной кампании являются: психологическое просвещение населения; презентация службы Телефон доверия как дополнительного ресурса для выхода из трудной ситуации; повышение мотивации обращения за помощью; снижение уровня тревоги и негативного отношения к психологической помощи по телефону; обозначение круга ситуаций для каждого возраста, в которых можно обратиться на Телефон доверия.
Информирование населения о деятельности детского телефона доверия на территории Удмуртской Республики также активно происходит через размещение постов на официальной странице БУ УР РМЦ "Психолог-плюс" в социальной сети "Вконтакте".
В 2018 году на линию ТД (молодежную и детскую) поступило 17992 обращения, в 2019 - 15618 обращений.