Ценностные ориентации являются внутренними нормами, согласно которым человек поступает так, а не иначе. Это своего рода жизненные ориентиры, которые определяют поведенческую активность. На формирование системы ценностей воздействуют, прежде всего, ближайшее окружение: семья, рабочий или учебный коллектив, друзья. Внешние факторы также оказывают воздействие на формирование ценностей: это социально-экономическая ситуация в обществе, идеология, политическая система, религия, культура. Ценности динамичны: значимость одних может со временем снижаться или наоборот становиться преобладающей.
Молодежь, являясь единой социальной группой, объединенной по признаку возраста, в то же время очень разнообразна, в том числе в контексте рассмотрения ценностных ориентиров. Она только начинает свою жизнь, имеет определенную систему взглядов и ориентаций, которая лишь с течением длительного времени может измениться. Мониторинг позволяет выявить доминирующие ценностные ориентиры и те, которые находятся на периферии значимости.
Респондентам было предложено выбрать из составленного списка пять наиболее значимых ценностей в настоящее время. По сравнению с предыдущими годами (2015, 2017) количество молодежи, для которой "крепкая семья и здоровые дети" незначительно снизилось, а "материальное обеспечение" наоборот стало чуть более значимым. В результате эти две ценности разделили первое место в рейтинге - они одинаково значимы для 61% респондентов (таблица 26).
Тройку лидеров замыкает такая ценность, как "справедливость, умение постоять за других" - 47,4%. По сравнению с 2015 годом она выросла на 13,8%.
Несмотря на то, что "религия" оказалась на последнем месте в списке ценностей, ее значимость по сравнению с предыдущими годами выросла - 7,7% (2017 год - 2,4%, 2015 год - 6,4%).