Программы профильных смен в 2018 - 2019 годах
2018 год | 2019 год | |
Количество программ профильных смен поданных на конкурс | 167 | 148 |
Количество профинансированных программ профильных смен, в том числе: | 111 | 104 |
спортивной направленности | 18 | 14 |
для детей и подростков, находящихся в ТЖС | 25 | 22 |
Охват детей программ профильных смен, в том числе: | 5789 | 6091 |
спортивной направленности | 1035 | 1030 |
для детей и подростков, находящихся в ТЖС | 962 | 707 |
Каникулярный отдых детей, подростков и молодежи был организован по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, образовательное, туристско-краеведческое, творческое, интеграционное, смены актива, смены для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
профильные смены гражданско-патриотической направленности:
Республиканская военно-патриотическая смена "Блокпост-2019", муниципальное образование "Алнашский район", была реализована на базе МБОУ "Алнашская СОШ им. Г.Д. Красильникова". Программа была рассчитана на 20 подростков из числа курсантов военно-патриотических клубов и объединений Алнашского и Кизнерского районов и 10 детей Алнашского района, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данная смена реализуется ежегодно и в 2019 году проводилась двенадцатый раз. Основными задачами программы было воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите, в том числе выбора будущей профессии военной направленности; привлечение молодежи к занятиям военно-прикладными видами спорта; профилактика правонарушений со стороны подростков из трудных и неблагополучных семей. Подводя итоги, организаторы отмечают, что военно-патриотическая смена "Блокпост" перспективна и необходима в современном обществе, так как создает у молодых людей позитивное отношение к службе в армии, развивает физические способности, самостоятельность, ответственность, вырабатывает у подростков практические умения и навыки, необходимые в повседневной жизни;
образовательные смены:
смена "Академия лидерства "ПРОдвижение" была организована в 2018 года Камбарским Домом детства и юношества. Участниками программы стали лидеры, активисты детских, общественных, волонтерских, гражданско-патриотических объединений и клубов, члены школьного самоуправления. Занятия в Академии были максимально полезными: организованы увлекательные квесты, захватывающие форсайты, лидерские мастер-классы, площадки проб и открытий, деловые игры, флешмобы. Итогом работы программы стало создание личной "дорожной карты" участников - маршрут личностных открытий, индивидуальный план развития и разработка пилотных проектов для города Камбарки;
туристско-краеведческие смены:
В 2018 году прошла профильная смена "Мобильный отряд "Юный спасатель" Воткинского района на базе молодежного лагеря "Елочка", была организована районным центром детского творчества. 50 учащихся туристических объединений дополнительного образования углубленно готовились по курсу ОБЖ, отрабатывали навыки поисково-спасательных работ. Обучение участников смены строилось по 3 модулям: юный спасатель, аварийная ситуация, интернет-угроза - информационная открытость. Полученные знания по вопросам личной и общественной безопасности участники смены, в качестве волонтеров, будут транслировать учащимся общеобразовательных учреждений района в течение всего учебного года на практических занятиях.
Помимо муниципальных образований в Удмуртской Республике в 2018 году профильные смены организовывали 15 молодежных и детских общественных объединений. Например, учебно-тренировочные сборы "Скауткемп 2018" были организованы Организацией российских юных разведчиков. За неделю участники мероприятия приняли участие в скаутском ралли, ночной игре, соревнованиях по ориентированию. Организаторы отмечают, что проведение такой смены для волонтеров и подростков "группы риска" дает возможность организовать культурно-развивающее пространство, помогает максимально разнообразить педагогическое воздействие, вовлекая их в различные социальные практики;
профильные смены творческой направленности:
в 2019 году многие смены были посвящены Году театра в Российской Федерации и Году здоровья в Удмуртской Республике.
Республиканская профильная смена "Овации" муниципального образования "Город Ижевск" была направлена на создание условий и поддержку творческой, интеллектуальной и социальной самореализации талантливых и одаренных детей через театральную деятельность на английском языке. Программа способствовала приобретению и развитию коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной) в области использования изучаемого языка. В рамках программы шла работа над следующим театральным содержанием: чтение и осмысление текста постановки; выбор-распределение ролей; создание образа; коммуникативные умения в режиме монолога и диалога на иностранном языке; работа над сценическим движением, дикцией; музыкальное оформление, декорации, афиша, костюмы. Результатом реализации программы стала постановка спектаклей-мюзиклов на английском языке и проведение театрального фестиваля. Подготовка спектакля-мюзикла включала блок самостоятельной работы, связанной с прочтением материалов к постановке и с подготовкой к их использованию в речи в условиях театрализованной ситуации общения;
профильные интеграционные смены:
профильная смена "ДОБРОtime" муниципального образования "Шарканский район" для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, и волонтеров была нацелена на максимальное вовлечение участников в программу и предоставление возможности каждому вступить в ряды волонтерского движения. Смена основывалась на следующих формах работы: проектные и творческие мастерские, занятия с элементами тренинга, круглые столы и мастер-классы. В ходе реализации программы были предусмотрены мероприятия познавательного, развлекательного и спортивного характера, направленные на формирование культуры и толерантности в молодежной среде. Также были выбраны несколько мини-программ одновременно в виде проектных и творческих мастерских, специальных мероприятий, семинаров, круглых столов, мастер-классов, направленных на добровольчество и пропаганду ЗОЖ. Добровольческое направление предусматривало несколько интерактивных лекций: "добровольчество", "донорство" и "практические занятия с элементами тренинга". Особое внимание было уделено направлению "Социальное проектирование". Были даны основы социального проектирования и этапы реализации проектов. В ходе занятий каждый отряд представил собственный проект по формированию здорового образа жизни. Организаторы считают, что благодаря смене дети в трудной жизненной ситуации начинают социализироваться, участвуя в добровольческой деятельности, а волонтеры, в свою очередь, чувствуют свою значимость.