Динамика ценностных ориентаций молодежи Удмуртии (половозрастной аспект, в процентах)
Всего, 2019 год | Пол | Возраст | |||||
мужской | женский | 14 - 17 лет | 18 - 22 года | 23 - 25 лет | 26 - 30 лет | ||
Крепкая семья и здоровые дети | 61,3 | 53,8 | 68,8 | 44,3 | 48,9 | 58,8 | 81,1 |
Материальное обеспечение | 61,0 | 62,4 | 59,6 | 40,5 | 62,8 | 65,5 | 70,7 |
Справедливость (в т.ч. умение постоять за других) | 47,4 | 50,0 | 44,7 | 59,0 | 45,6 | 38,2 | 45,3 |
Дружба | 35,0 | 39,1 | 30,9 | 52,8 | 44,6 | 12,7 | 27,3 |
Уверенность в своих силах | 31,6 | 28,5 | 34,7 | 34,6 | 35,3 | 25,4 | 29,9 |
Профессионализм | 34,8 | 34,8 | 34,9 | 14,4 | 29,0 | 61,0 | 40,1 |
Терпимость и спокойное отношение (к себе и другим) | 33,1 | 29,1 | 37,1 | 36,6 | 33,9 | 43,4 | 25,8 |
Религия | 7,7 | 9,1 | 6,3 | 4,2 | 7,9 | 13,9 | 7,1 |
Патриотизм (гражданственность) | 8,2 | 9,0 | 7,3 | 13,9 | 8,2 | 5,6 | 5,7 |
Умение хорошо провести время (отдохнуть) | 11,6 | 11,1 | 12,1 | 12,8 | 15,5 | 7,1 | 10,2 |
Образование | 39,1 | 39,6 | 38,7 | 60,3 | 34,6 | 32,3 | 31,9 |
Свобода и независимость | 32,9 | 43,3 | 22,3 | 28,5 | 34,8 | 32,3 | 34,6 |
Больший авторитет | 4,3 | 6,6 | 2,0 | 10,4 | 6,6 | 0,0 | 0,9 |
Духовное богатство | 17,6 | 14,9 | 20,3 | 22,5 | 21,3 | 15,1 | 13,1 |
Здоровье и физическая сила | 35,0 | 30,3 | 39,8 | 20,3 | 29,8 | 39,0 | 45,9 |
Быть "как все" | 2,9 | 4,8 | 1,1 | 8,7 | 1,3 | 3,5 | 0,2 |
Путешествие, узнавание мира | 18,1 | 13,9 | 22,4 | 26,1 | 22,0 | 14,0 | 12,4 |
Таким образом, в тройке лидирующих ценностей у мужчин на первом месте находится материальное обеспечение, на втором - крепкая семья и на третьем - справедливость. У женщин первые две ценности меняются местами, для них семья и здоровые дети идут с большим отрывом от остального.
Разделение опрашиваемой молодежи на возрастные группы позволяет изучить особенности каждой из них. Так, с возрастом более значимыми становятся такие ценности, как крепкая семья, здоровые дети (81,1% в группе 26 - 30 лет; 44,3% - 14 - 17 лет), материальное обеспечение (70,7% и 40,5% соответственно), религия (13,9% - 23 - 25 лет; 4,2% - 14 - 17 лет), а также здоровье и физическая сила (45,9% против 20,3% - в младшей группе). Зато у подростков по сравнению с более старшей молодежью сильнее развито чувство справедливости (59,0% по сравнению с 38,2% - 45,3%). Они в большей степени ценят дружбу (52,8% и 12,7% - 27,3% соответственно), хотят путешествовать, узнавать мир (26,1% против 12,4% среди 26 - 30 лет). Для них важно быть как все (8,7% против 0,2%), но в то же время иметь больший авторитет (10,4% и 0,9% соответственно). И в силу возраста более половины (60,3%) оценили образование, тогда как среди остальных групп с ними солидарен только каждый третий (таблица 27).
Итак, в возрастном аспекте лидирующие позиции в списке ценностей распределились следующим образом. В группе подростков (14 - 17 лет): на первом месте образование, на втором - справедливость, на третьем - дружба. В группе 18 - 22 года: на первом месте материальное обеспечение, на втором - крепкая семья, на третьем - справедливость и дружба. В группе молодежи, начинающей свою карьерную деятельность (23 - 25 лет): на первом месте материальное обеспечение, на втором - профессионализм, на третьем крепкая семья. Среди более старшей молодежи (26 - 30 лет): на первом месте крепкая семья и здоровые дети, на втором - материальное обеспечение, на третьем - справедливость.
Таким образом, основные ценностные ориентиры современной молодежи в 2019 году: семья, материальный достаток, справедливость, образование, здоровье, дружба, профессионализм, терпимость, свобода, уверенность в собственных силах.
Помимо вышеперечисленных ценностных ориентаций, в ходе мониторинга изучался вопрос о том, как молодежь относится к семейным обычаям и традициям, а также какое место в ее жизни занимают приключения и риск.
Так, в целом по республике две трети молодого поколения в той или иной степени ценит традиции, старается следовать семейным обычаям. Каждый десятый определенно не относит себя к таковым (11,0%), каждый пятый - более мягко позиционирует себя в качестве непринятия консерватизма ("скорее не согласен, чем согласен" - 22,4%).
В гендерном аспекте традициям более привержен женский пол. Так, если среди женщин абсолютно не принимают традиции 7,2%, то среди мужчин таковых вдове больше - 14,8%. В той или иной степени считают себя консерваторами 59,6% мужчин и 73,7% женщин (таблица 28).