Действующий

О государственном докладе о положении молодежи в Удмуртской Республике в 2018 - 2019 годах



Таблица 27



Динамика ценностных ориентаций молодежи Удмуртии (половозрастной аспект, в процентах)

Всего, 2019 год

Пол

Возраст

мужской

женский

14 - 17 лет

18 - 22 года

23 - 25 лет

26 - 30 лет

Крепкая семья и здоровые дети

61,3

53,8

68,8

44,3

48,9

58,8

81,1

Материальное обеспечение

61,0

62,4

59,6

40,5

62,8

65,5

70,7

Справедливость (в т.ч. умение постоять за других)

47,4

50,0

44,7

59,0

45,6

38,2

45,3

Дружба

35,0

39,1

30,9

52,8

44,6

12,7

27,3

Уверенность в своих силах

31,6

28,5

34,7

34,6

35,3

25,4

29,9

Профессионализм

34,8

34,8

34,9

14,4

29,0

61,0

40,1

Терпимость и спокойное отношение (к себе и другим)

33,1

29,1

37,1

36,6

33,9

43,4

25,8

Религия

7,7

9,1

6,3

4,2

7,9

13,9

7,1

Патриотизм (гражданственность)

8,2

9,0

7,3

13,9

8,2

5,6

5,7

Умение хорошо провести время (отдохнуть)

11,6

11,1

12,1

12,8

15,5

7,1

10,2

Образование

39,1

39,6

38,7

60,3

34,6

32,3

31,9

Свобода и независимость

32,9

43,3

22,3

28,5

34,8

32,3

34,6

Больший авторитет

4,3

6,6

2,0

10,4

6,6

0,0

0,9

Духовное богатство

17,6

14,9

20,3

22,5

21,3

15,1

13,1

Здоровье и физическая сила

35,0

30,3

39,8

20,3

29,8

39,0

45,9

Быть "как все"

2,9

4,8

1,1

8,7

1,3

3,5

0,2

Путешествие, узнавание мира

18,1

13,9

22,4

26,1

22,0

14,0

12,4


Таким образом, в тройке лидирующих ценностей у мужчин на первом месте находится материальное обеспечение, на втором - крепкая семья и на третьем - справедливость. У женщин первые две ценности меняются местами, для них семья и здоровые дети идут с большим отрывом от остального.


Разделение опрашиваемой молодежи на возрастные группы позволяет изучить особенности каждой из них. Так, с возрастом более значимыми становятся такие ценности, как крепкая семья, здоровые дети (81,1% в группе 26 - 30 лет; 44,3% - 14 - 17 лет), материальное обеспечение (70,7% и 40,5% соответственно), религия (13,9% - 23 - 25 лет; 4,2% - 14 - 17 лет), а также здоровье и физическая сила (45,9% против 20,3% - в младшей группе). Зато у подростков по сравнению с более старшей молодежью сильнее развито чувство справедливости (59,0% по сравнению с 38,2% - 45,3%). Они в большей степени ценят дружбу (52,8% и 12,7% - 27,3% соответственно), хотят путешествовать, узнавать мир (26,1% против 12,4% среди 26 - 30 лет). Для них важно быть как все (8,7% против 0,2%), но в то же время иметь больший авторитет (10,4% и 0,9% соответственно). И в силу возраста более половины (60,3%) оценили образование, тогда как среди остальных групп с ними солидарен только каждый третий (таблица 27).


Итак, в возрастном аспекте лидирующие позиции в списке ценностей распределились следующим образом. В группе подростков (14 - 17 лет): на первом месте образование, на втором - справедливость, на третьем - дружба. В группе 18 - 22 года: на первом месте материальное обеспечение, на втором - крепкая семья, на третьем - справедливость и дружба. В группе молодежи, начинающей свою карьерную деятельность (23 - 25 лет): на первом месте материальное обеспечение, на втором - профессионализм, на третьем крепкая семья. Среди более старшей молодежи (26 - 30 лет): на первом месте крепкая семья и здоровые дети, на втором - материальное обеспечение, на третьем - справедливость.


Таким образом, основные ценностные ориентиры современной молодежи в 2019 году: семья, материальный достаток, справедливость, образование, здоровье, дружба, профессионализм, терпимость, свобода, уверенность в собственных силах.


Помимо вышеперечисленных ценностных ориентаций, в ходе мониторинга изучался вопрос о том, как молодежь относится к семейным обычаям и традициям, а также какое место в ее жизни занимают приключения и риск.


Так, в целом по республике две трети молодого поколения в той или иной степени ценит традиции, старается следовать семейным обычаям. Каждый десятый определенно не относит себя к таковым (11,0%), каждый пятый - более мягко позиционирует себя в качестве непринятия консерватизма ("скорее не согласен, чем согласен" - 22,4%).


В гендерном аспекте традициям более привержен женский пол. Так, если среди женщин абсолютно не принимают традиции 7,2%, то среди мужчин таковых вдове больше - 14,8%. В той или иной степени считают себя консерваторами 59,6% мужчин и 73,7% женщин (таблица 28).