Действующий

Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан" (с изменениями на 11 июля 2024 года)



I. Оценка текущего состояния в сфере сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан


Особенностью Республики Татарстан являются полиэтничность и поликонфессиональность населения. В Республике Татарстан проживают представители 175 национальностей. Общественное развитие Татарстана характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций представителей проживающих на его территории народов.


В эпоху нарастания глобализации, нивелирования культурных границ актуализируется вопрос сохранения и развития национальной самобытности, языка и культурного наследия.


Развитие средств массовой коммуникации оказывает весомое влияние на языковые процессы. Преодоление коммуникационных границ с развитием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", мультимедийных средств информации расширяет функциональную сферу языков и усиливает их инструментальную роль: на лидирующие позиции выходят новые прорывные технологии. Осознавая это, в Республике Татарстан проводится работа по созданию интерактивных проектов на татарском языке: по локализации современных операционных систем, созданию электронного корпуса татарского языка, виртуальной клавиатуры, а также словарей для мобильных операционных систем. В то же время требуется постоянное совершенствование проводимой работы с учетом развития технологий.


Анализ состояния научно-фундаментальных исследований в области гуманитарных наук, в частности языкознания, указывает на недостаток фундаментальных трудов теоретического характера, которые учитывали бы в полной мере новейшие достижения отечественной, мировой лингвистики, а также татарского языкознания. Важными задачами являются повышение качественного уровня исследований в области русской и татарской филологии, внедрение их результатов в деятельность научных и образовательных организаций Республики Татарстан. Сохраняет свою актуальность использование татарского языка в сфере науки, в том числе в части написания квалификационных работ на присуждение академической или ученой степени.


Важной задачей является сохранение памятников письменной культуры (консервация, реставрация), оцифровка рукописей и старопечатных книг из библиотек и архивохранилищ Республики Татарстан. Необходимо продолжить работу по выявлению и возвращению письменных памятников татарского языка, хранящихся в зарубежных архивах, обеспечению доступа к данным материалам исследователей и широкой общественности.


Основополагающими целевыми ориентирами в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года являются укрепление общероссийского гражданского самосознания, сохранение и развитие этнокультурного многообразия, гармонизация национальных и межнациональных отношений. В Республике Татарстан традиционно уделяется особое внимание укреплению общероссийской гражданской и татарстанской идентичности, трансляции культурных и языковых традиций, воспитанию любви к родному языку и духовному наследию у подрастающего поколения и формированию этнической идентичности. Неизменный интерес к лагерям речевой направленности, профильным сменам, конференциям и олимпиадам на родных языках свидетельствует, что данное направление работы востребовано и требует продолжения. Необходимо также поощрение инициатив общественных организаций, создание новых современных молодежных и детских проектов.


Во всех муниципальных образованиях Республики Татарстан функционируют структурные подразделения органов государственной власти и органов местного самоуправления, к функциям которых отнесены вопросы реализации законодательства о государственных языках Республики Татарстан и государственной программы Республики Татарстан "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан).


Уделяется большое внимание паритетному соотношению аудиовизуальной информации на государственных языках Республики Татарстан в сфере государственного и муниципального управления, инфокоммуникационной сфере и сфере услуг.


Ключевым направлением государственной программы Республики Татарстан является сохранение образовательного пространства для развития языков и культур в условиях межкультурной интеграции (поликультурной среды) и формирование полилингвальной, гармоничной толерантной личности, обладающей широким кругозором и объемным багажом знаний, обеспечивающим конкурентоспособность в современном мире. В республике созданы условия для обучения на родном языке и изучения родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан. В частности, в общеобразовательных организациях Республики Татарстан изучаются семь родных языков: русский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордовский, иврит, а также ведется обучение и воспитание на пяти родных языках. Расширению возможностей реализации этнокультурных потребностей населения способствует система дополнительного образования Республики Татарстан. В 46 центрах дополнительного образования (воскресных школах) изучаются 23 языка представителей народов, проживающих в Республике Татарстан.


Важной задачей является совершенствование методик и технологий обучения, обновление учебно-методических комплектов, внедрение информационных технологий, обеспечение коммуникативной составляющей обучения, разработка мультимедийного контента обучения языкам.


В целях совершенствования методик и технологий преподавания родных языков и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами Академией наук Республики Татарстан, Институтом развития образования Республики Татарстан разработаны федеральные рабочие программы по учебным предметам "Государственный (татарский) язык Республики Татарстан", "Родной (татарский) язык", "Родная (татарская) литература", "Литературное чтение на родном (татарском) языке" для 1 - 11 классов общеобразовательных организаций Республики Татарстан.


На базе Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан разработаны учебно-методические комплекты нового поколения по предметам "Родной (татарский) язык" и "Родная (татарская) литература", направленные на развитие у обучающихся коммуникативных компетенций.


В целях обеспечения населения литературой на родном языке фонды городских и сельских библиотек ежегодно пополняются литературой на языках народов, проживающих в Республике Татарстан. Доля национальной литературы на языках народов Российской Федерации в составе фондов общедоступных библиотек составляет свыше 26 процентов, что является одним из лучших показателей по стране. Осуществляется издательская деятельность на языках народов, проживающих в Республике Татарстан. С целью сохранения памятников письменной культуры и обеспечения доступа к данным материалам исследователей и общественности продолжена работа по созданию электронной информационной базы письменного наследия русского и татарского народов "Книга" - "Китап" при Национальной библиотеке Республики Татарстан.


Самым главным достижением, показателем эффективности языковой политики является поддержание сложившейся атмосферы конструктивного взаимодействия языков, устойчивого баланса национально-языковых интересов многонационального народа Татарстана. Их объективному изучению и внесению своевременных коррективов в реализуемые мероприятия способствует проведение мониторинга этноязыковой ситуации в Республике Татарстан.