Действующий

Об утверждении Концепции развития физико-математического и IT-образования в Ямало-Ненецком автономном округе и комплекса мер по ее реализации (с изменениями на 27 марта 2023 года)



V. Анализ состояния физико-математического и IT-образования в автономном округе


Проведенный анализ ситуации по физико-математическому и IT-образованию в автономном округе на основе региональной системы оценки качества образования выявил следующее.


Результаты стартовой диагностики "Оценка готовности первоклассников к обучению в школе" демонстрируют положительную динамику. Вместе с тем у каждого десятого ребенка фиксируются предпосылки трудностей в овладении математикой.


К завершению начальной школы 81% выпускников овладевают базовым уровнем подготовки по математике. В то же время каждый пятый испытывает сложности в обучении.


Данные мониторингов, проводимых в автономном округе на выборке 5, 7 и 9 классов, позволяют сделать вывод о том, что к 7 классу наблюдается положительная динамика увеличения доли обучающихся, освоивших математику, по сравнению с 5 классом, но к 9 классу динамика освоения предмета снижается практически вдвое.


Каждый десятый выпускник 9 класса испытывает трудности при сдаче экзамена по математике, что говорит о снижении уровня математической подготовки в основной школе. Причем речь идет именно о базовой подготовке, об умении решать задачи, встречающиеся в повседневной жизни и необходимые при изучении других предметов.


По результатам анализа мониторинга оценки сформированности ИК-компетентности отмечается положительная динамика. Вместе с тем у каждого десятого ученика 10 класса не сформированы навыки передачи и управления информацией.


Около половины выпускников в автономном округе выбирают экзамен по математике профильного уровня, из них третья часть изучает математику в профильных классах. Между тем средний балл выпускников профильных классов, выбравших экзамен по математике профильного уровня, всего на 4 балла превышает средний балл всех остальных выпускников.


При подготовке к государственной итоговой аттестации усилия в основном сконцентрированы на ликвидации пробелов. Работа с обучающимися, способными достичь высоких результатов, выстраивается фрагментарно.


Анализ выбора предметов для прохождения государственной итоговой аттестации показывает, что обучающиеся мало выбирают физику и информатику (физика: 9 класс - 14%, 11 класс - 22%, информатика: 11 класс - 13%).


Средний балл ЕГЭ по физике, информатике и математике не превышает среднероссийских показателей.


Результаты всероссийской олимпиады школьников по этим предметам на протяжении ряда лет находятся на невысоком уровне, прежде всего потому, что работа по подготовке участников олимпиады школьников по математике, физике и информатике не построена на системном уровне.


Результаты национальных исследований, проводимых в России, говорят о наличии серьезных проблем, связанных с уровнем профессионализма российских учителей. Например, проведенные Рособрнадзором исследования компетенций учителей математики показали наличие проблем как в части предметной подготовки учителей, так и при выполнении ими заданий на оценку методических компетенций.


Данные результаты подтверждают проведенные на Ямале исследования компетенции учителей математики 8 классов и региональное тестирование педагогов.


Педагогическая нагрузка учителей математики, физики и информатики превышает среднероссийские показатели, что, как правило, ведет к перегрузке действующих педагогов и к снижению качества их работы.