год | Общая численность населения Республики Мордовия, чел. | Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (ПМ), % | Численность граждан с доходами ниже величины ПМ, чел. (гр. 2 x гр. 3) | Численность граждан с доходами ниже ПМ, получивших МСП, чел. | Доля граждан, получивших МСП в общей численности населения Республики Мордовия, % | Численность граждан с доходами ниже ПМ, не получивших МСП, чел. | Доля граждан, не получивших МСП в общей численности населения Республики Мордовия, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2017 | 808541 | 18,2 | 147154 | 65564 | 8,11 | 81590 | 10,09 |
2018 | 805056 | 17,8 | 143300 | 62657 | 7,78 | 80643 | 10,02 |
2019 | 790197 | 18,0 <*> | 142235 | 68297 | 8,64 | 73938 | 9,36 |
________________
* предварительные данные Мордовиястата
Предоставление гражданам, признанным в соответствии с законодательством малоимущими, мер социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячных денежных выплат в размере величины прожиточного минимума, установленной в Республике Мордовия для детей, государственной социальной помощи на основании социального контракта позволяет гражданам выйти из состояния бедности на период предоставления им указанных мер.
Вместе с тем при обращении граждан за назначением мер социальной поддержки на очередной период расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими гражданами исчисляется с учетом всех видов полученных доходов, включая предоставленные им меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат (пособий, компенсаций).
Нередко размер среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина превышает величину прожиточного минимума, установленную в Республике Мордовия на дату обращения, соответственно, граждане выходят из категории "малоимущие" и теряют права на предоставление им мер социальной поддержки на очередной период. Наблюдается, что по истечении нескольких месяцев (от 3 до 6 месяцев), в связи с не предоставлением гражданам мер социальной поддержки, их доходы снижаются, и они опять переходят в состояние бедности.
Анализ показал, что все выплачиваемые органами социальной защиты населения меры социальной поддержки, влияют на повышение доходов населения, но ключевую роль в преодолении ими порога бедности не играют.
В общей структуре денежных доходов населения республики преобладают доходы от оплаты труда - 56,5%, в связи с чем, ключевую роль в снижении уровня бедности играют повышение уровня заработной платы работников.
Во внебюджетном секторе экономики на первый план выходит реализация перспективных инновационных планов, модернизация производства, развитие малого и среднего предпринимательства.
В бюджетном секторе - это ежегодная индексации заработной платы работников бюджетного сектора и сохранение уровня заработной платы работников, поименованных в "майских" указах Президента России (работники сферы здравоохранения, образования, науки, культуры, социальной защиты населения).
Одним из эффективных инструментов преодоления бедности, стимулирующим граждан к активным действиям по улучшению своего материального положения, является оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта.