МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 20 августа 2020 года N 1093/1


Об утверждении Положения о региональной системе методической работы в Калининградской области



С целью реализации образовательной политики в Калининградской области, а также с целью повышения эффективности методической работы, руководствуясь положением о Министерстве образования Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 16.10.2013 N 747,


ПРИКАЗЫВАЮ:



1. Утвердить Положение о региональной системе методической работы в Калининградской области (далее - положение) согласно приложению.


2. Рекомендовать руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, довести настоящий приказ до сведения руководителей муниципальных образовательных организаций и руководствоваться настоящим приказом при организации методической работы в соответствующем городском округе.


3. Руководителям государственных общеобразовательных организаций, подведомственных Министерству образования Калининградской области, при организации методической работы руководствоваться настоящим положением.


4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра образования Калининградской области М.И. Короткевич.


5. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.



Министр образования
Калининградской области
С.С. Трусенева



Приложение
к Приказу
Министерства образования
Калининградской области
от 20 августа 2020 г. N 1093/1



ПОЛОЖЕНИЕ
 о региональной системе методической работы в Калининградской области



Общие положения


1. Настоящее Положение о региональной системе методической работы в Калининградской области определяет цель, задачи, субъектов и структуру методической работы, показатели мониторинга, методы сбора информации, порядок проведения и анализа результатов мониторинга.


2. Цель методической работы - повышение качества образования, результативности и эффективности деятельности педагогов Калининградской области за счет создания условий для их непрерывного развития профессионального мастерства, научно-технического и общекультурного потенциала, психологической подготовки и адаптации.



Задачи методической работы


3. Обеспечить научно-методическое/методическое сопровождение и поддержку педагогов, в том числе на основе выявленных профессиональных дефицитов на всех уровнях (региональный, муниципальный, уровень образовательных организаций).


4. Обеспечить обновление системы поддержки молодых педагогов, в том числе через деятельность методических объединений, профессиональных сообществ и систему наставничества.


5. Содействовать адресной методической поддержке педагогов, педагогических коллективов школ с низкими результатами и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.


6. Содействовать развитию деятельности методических объединений и профессиональных сообществ, в том числе их участию в реализации национального проекта "Образование".


7. Обеспечить проведение мониторинга результатов деятельности методических объединений и профессиональных сообществ педагогов.


8. Обеспечить проведение мониторинга результатов деятельности системы поддержки молодых педагогов и системы наставничества.



Субъекты методической работы


9. Основные субъекты системы методической работы в Калининградской области:


1) государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Калининградской области "Институт развития образования (далее - ГАУ ДПО КО "Институт развития образования");


2) образовательные организации, подведомственные Министерству образования Калининградской области (по профилю деятельности: кадетское воспитание, духовно-нравственное развитие, экологическое образование, др.);


3) сеть центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и оценки квалификаций педагогических работников, создаваемая в рамках проекта "Учитель будущего";


4) муниципальные методические службы;


5) профессиональные объединения (ассоциации, сообщества, региональное методическое объединение);


6) сеть образовательных организаций, реализующих региональные, федеральные и международные проекты.


10. Субъекты, непосредственно осуществляющие методическую работу, создают условия для профессионального развития педагогов, а именно: выявление, обобщение и распространение лучшего опыта, инновационных практик; стимулирование и методическое сопровождение инновационной деятельности; адресную методическую поддержку/сопровождение как отдельных педагогов, так и педагогических коллективов; координацию деятельности профессиональных объединений.


ГАУ ДПО КО "Институт развития образования" координирует вопросы организации методического сопровождения педагогических работников, совместно с региональным методическим объединением вырабатывает рекомендации по совершенствованию методической работы, в том числе выполняет экспертную функцию.


Профессиональные объединения, включающие педагогов и руководителей образовательных организаций, осуществляют методическую поддержку педагогических работников, проводят общественную экспертизу лучших практик, способствуют их внедрению и распространению.



Показатели, методы сбора информации


11. С целью получения информации о качестве системы методической работы ежегодно проводится мониторинг, который включает следующие направления:


1) научно-методическое сопровождение и поддержка педагогических работников;


2) развитие и поддержка методических объединений и профессиональных сообществ педагогов;


3) поддержка молодых педагогов;


4) адресная методическая поддержка педагогов, педагогических коллективов школ с низкими результатами и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.


12. Мониторинг проводится в соответствии с региональными показателями методической работы в Калининградской области согласно приложению к положению.


13. При проведении мониторинга используются следующие методы сбора информации:


1) формирование запросов в общеобразовательные организации;


2) анкетирование участников методических объединений/профессиональных сообществ;


3) анкетирование работников муниципальных методических служб;


4) анализ данных государственного статистического наблюдения и ведомственной статистики;


5) анализ результатов выполнения заданий обучающимися региона при проведении государственной итоговой аттестации и всероссийских проверочных работ;


6) анализ информации о деятельности методических объединений/профессиональных сообществ, представленной на сайтах образовательных организаций и муниципальных методических служб.


14. Мониторинг обеспечивает ГАУ ДПО КО "Институт развития образования" в рамках государственного задания.



Анализ, адресные рекомендации


15. Результаты мониторинга анализируются, оформляются в виде отчета и представляются на заседании коллегии Министерства образования Калининградской области, размещаются на сайте ГАУ ДПО КО "Институт развития образования" в сети "Интернет".


16. Результатами анализа являются:


1) выявление эффективных практик методической поддержки молодых педагогов, создания системы наставничества, развития методических объединений и профессиональных сообществ, их описание и распространение, внедрение в практику педагогической деятельности;


2) выявление дефицитов педагогических работников в профессиональной деятельности;


3) выявление проблем в организации и содержании системы методической работы области, определение путей развития данной системы;


4) определение перспективных потребностей системы методической работы области.



Меры и управленческие решения, анализ эффективности принятых мер


17. По итогам анализа результатов мониторинга и на основании адресных рекомендаций Министерство образования Калининградской области принимает управленческие решения с последующим анализом эффективности принятых мер.



Приложение
к Положению
о региональной системе
методической работы
в Калининградской области



Региональные показатели методической работы в Калининградской области

N

п/п

Показатели

Методика расчета

Целевое значение, %

Пороговое значение

1

2

3

4

5

1.

Научно-методическое/методическое сопровождение и поддержка педагогических работников

2.

Доля муниципальных образований, реализующих муниципальную программу развития кадров/план развития кадров

Отношение количества муниципальных образований, реализующих муниципальную программу развития кадров/план развития кадров, к общему количеству муниципальных образований

100

0% - 0 баллов;

до 50% - 1 балл;

50-100% - 2 балла

3.

Доля муниципальных образований, в которых создана инфраструктура поддержки и научно-методического/методического сопровождения педагогов (муниципальные методические службы, центры и пр.)

Отношение количества образовательных организаций, реализующих программы развития кадров/планы развития кадров, в том числе программы внутриорганизационного обучения, к общему количеству образовательных организаций

100

0% - 0 баллов;

до 50% - 1 балл;

50-100% - 2 балла

4.

Доля муниципальных образований, в которых реализуются программы адресного сопровождения педагогов (педагогических коллективов)

Отношение муниципальных образований, реализующих программы адресного сопровождения педагогов (педагогических коллективов), к общему количеству муниципальных образований

100

0% - 0 баллов;

до 50% - 1 балл;

50-100% - 2 балла

5.

Доля педагогов, прошедших диагностирование профессиональных затруднений для выявления профессиональных дефицитов

Отношение числа педагогов, прошедших диагностирование, к числу педагогов региона

50

0% - 0 баллов;

до 30% - 1 балл;

30-50% - 2 балла

6.

Доля педагогов, прошедших повышение квалификации (обучение) с учетом выявления профессиональных дефицитов

Отношение числа педагогов, прошедших повышение квалификации (обучение), к числу педагогов региона

100

0% - 0 баллов;

до 50% - 1 балл;

50-100% - 2 балла

7.

Доля школьных команд, включенных в реализацию региональных и федеральных проектов (программ)

Отношение числа школьных команд, включенных в реализацию региональных и федеральных проектов, к общему числу образовательных организаций региона

30

0% - 0 баллов;

до 20% - 1 балл;

20-30% - 2 балла

8.

Поддержка молодых педагогов и реализации программ наставничества

9.

Доля муниципальных образований, реализующих программы наставничества и/или адресной поддержки молодых педагогов в возрасте до 35 лет

Отношение количества муниципальных образований, реализующих программы наставничества и/или адресной поддержки молодых педагогов в возрасте до 35 лет, к общему количеству муниципальных образований

100

0% - 0 баллов;

до 50% - 1 балл;

50-100% - 2 балла

10.

Доля молодых педагогов в возрасте до 35 лет, осуществляющих профессиональную деятельность под руководством наставника

Отношение числа молодых педагогов в возрасте до 35 лет, осуществляющих профессиональную деятельность под руководством, к числу молодых педагогов региона в возрасте до 35 лет

50

0% - 0 баллов;

до 30% - 1 балл;

30-50% - 2 балла

11.

Доля молодых педагогов в возрасте до 35 лет, высказывающих удовлетворенность системой методической поддержки и/или реализации программ наставничества

Отношение числа молодых педагогов в возрасте до 35 лет, удовлетворенных системой методической поддержки и/или реализации программ наставничества, к общему числу молодых педагогов

100

0% - 0 баллов;

до 50% - 1 балл;

50-100% - 2 балла

12.

Доля молодых педагогов в возрасте до 35 лет, участвующих в деятельности профессиональных объединений (ассоциациях, методических объединениях), сетевых сообществах (регионального и муниципального уровней)

Отношение числа молодых педагогов в возрасте до 35 лет, участвующих в деятельности профессиональных объединений (ассоциациях, методических объединениях), сетевых сообществах (регионального и муниципального уровней), к числу молодых педагогов региона в возрасте до 35 лет

100

0% - 0 баллов;

до 50% - 1 балл;

50-100% - 2 балла

13.

Доля педагогов - участников профессиональных конкурсов, организуемых органом исполнительной власти региона и/или органом местного самоуправления

Отношение числа молодых педагогов в возрасте до 35 лет - участников профессиональных конкурсов, организуемых органом исполнительной власти региона и/или органом местного самоуправления, к числу молодых педагогов региона в возрасте до 35 лет

30

0% - 0 баллов;

до 20% - 1 балл;

20-30% - 2 балла

14.

Адресная методическая поддержка педагогов, педагогических коллективов школ с низкими результатами и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (ШНОР)

15.

Доля муниципальных образований, реализующих программы поддержки ШНОР, которые обеспечивают адресную методическую поддержку педагогов, педагогических коллективов

Отношение количества муниципальных образований, реализующих программы поддержки ШНОР, которые обеспечивают адресную методическую поддержку педагогов, педагогических коллективов, к общему количеству муниципальных образований, реализующих программы поддержки ШНОР

100

0% - 0 баллов;

до 50% - 1 балл;

50-100% - 2 балла

16.

Доля школьных команд ШНОР, прошедших повышение квалификации, обучение на основе выявленных зон риска

Отношение количества школьных команд ШНОР, прошедших повышение квалификации, обучение на основе выявленных зон риска, к общему числу школьных команд ШНОР

100

0% - 0 баллов;

до 50% - 1 балл;

50-100% - 2 балла

17.

Доля школ ШНОР, реализующих сетевые программы

Отношение количества школ ШНОР, реализующих сетевые программы, к общему числу школ ШНОР

100

0% - 0 баллов;

до 50% - 1 балл;

50-100% - 2 балла

18.

Развитие и поддержка методических объединений и профессиональных сообществ педагогов

19.

Доля педагогических и руководящих работников региона, участвующих в деятельности профессиональных объединений на региональном, муниципальном уровнях

Отношение числа педагогических и руководящих работников, участвующих в деятельности региональных и муниципальных профессиональных объединений, к общему числу педагогических и руководящих работников региона

80

0% - 0 баллов;

до 50% - 1 балл;

50-80% - 2 балла

20.

Доля профессиональных объединений, имеющих открытые ресурсы для взаимодействия педагогических и руководящих работников (на региональном и муниципальном уровнях)

Отношение числа профессиональных объединений, деятельность которых представлена в сети "Интернет", к общему количеству профессиональных объединений

100

0% - 0 баллов;

до 50% - 1 балл;

50-100% - 2 балла

21.

Доля педагогических сообществ, в отношении которых на региональном уровне реализуются программы поддержки/сопровождения

Отношение числа педагогических сообществ, в отношении которых на региональном уровне реализуются программы поддержки/сопровождения, к общему числу профессиональных сообществ регионального, муниципального и институционального уровней

50

0% - 0 баллов;

до 30% - 1 балл;

30-50% - 2 балла

22.

Доля педагогов - победителей и призеров заключительных этапов профессиональных конкурсов, организаторами которых являются Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Отношение числа педагогов - победителей и призеров заключительных этапов профессиональных конкурсов, организаторами которых являются Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, к общему числу педагогов

5

0% - 0 баллов;

2-4% - 1 балл;

5% - 2 балла

23.

Доля педагогов - участников профессиональных конкурсов, организуемых органом исполнительной власти региона и органом местного самоуправления

Отношение числа педагогов - участников профессиональных конкурсов, организуемых органом исполнительной власти региона и органом местного самоуправления, к общему числу педагогов региона

30

0% - 0 баллов;

до 20% - 1 балл;

20-30% - 2 балла

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»