Психологами, дидактами и методистами рекомендуется использовать следующие показатели воспитанности:
отношение школьников к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям (В.А. Яковлев, А.С. Белкин и др.);
активная жизненная позиция (Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Родионова);
направленность личности (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, З.И. Васильева, А.В. Зосимовский и др.);
сознательная саморегуляция поведения и самоорганизации деятельности в отношении к учебному труду, физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям (Н.П. Капустин, М. Шилова и др.);
согласованность между нравственными знаниями, убеждениями и поведением (А.К. Маркова, Н.Е. Щуркова);
создание воспитательной среды, организации самодеятельности школьника (Л.И. Новикова, Н.И. Селиванова).