Недействующий

Об утверждении концепции (описания) создания центра опережающей профессиональной подготовки и комплекса мер по созданию центра опережающей профессиональной подготовки



Приложение 1



Утверждена
Распоряжением
Правительства Алтайского края
от 21 августа 2020 г. N 269-р



КОНЦЕПЦИЯ (ОПИСАНИЕ) СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра опережающей профессиональной подготовки в Алтайском крае в рамках национального проекта "Образование" (количество профессиональных образовательных организаций, количество обучающихся, количество педагогических кадров, основные направления подготовки кадров и пр.).


Одним из направлений развития профессионального образования региона является формирование эффективного механизма взаимосвязи профессионального образования и рынка труда путем построения новой единой образовательной сети, включающей в себя территориально-отраслевые кластеры, специализированные образовательные структуры, центры коллективного доступа к образовательным ресурсам, последовательное внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, а также развитие системы профориентации в тесной взаимосвязи органов исполнительной власти края, образовательных организаций и бизнеса.


Для выполнения данных задач требуется четкое взаимодействие и интеграция всех заинтересованных сторон: государственных структур, бизнеса и системы профессионального образования в подготовке кадров.


Профессиональное образование имеет 73,9% занятого в экономике населения, из них 44,8% - среднее профессиональное образование. Ежегодно в среднем порядка 11 тыс. выпускников системы среднего профессионального образования пополняют трудовой потенциал края.


Предприятия, действующие в крае, уже сегодня нуждаются в новых специалистах, среднегодовая кадровая потребность края составляет около 40 тысяч человек, из них 38% - это специалисты с высшим образованием, и 62% - имеющие среднее профессиональное образование.


Вопрос кадрового обеспечения промышленного комплекса региона решают профессиональные образовательные учреждения и образовательные организации высшего образования, реализующие программы среднего профессионального образования. Особое место в кадровом обеспечении занимает подготовка специалистов среднего звена и высококвалифицированных рабочих.


Сегодня система среднего профессионального образования Алтайского края включает 55 самостоятельных организаций, из которых 39 находятся в ведении Министерства образования и науки Алтайского края, 6 - Министерства здравоохранения Алтайского края, 3 - Министерства культуры Алтайского края, 1 - Министерства спорта Алтайского края, 4 негосударственных учреждения, 2 структурных подразделения образовательных организаций высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования. Контингент студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования составляет 50,2 тыс. человек.


Для решения задач межведомственного и отраслевого взаимодействия выстраивается новая, отвечающая современным требованиям, региональная модель подготовки кадров по новым, перспективным, наиболее востребованным профессиям: учебно-методическая структура - базовый центр по реализации программ ТОП-50 (согласно списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года N 831, далее - ТОП-50) (управление методическими, информационными и кадровыми ресурсами); 13 профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) (трансляция программ и технологий по отдельным компетенциям подготовки кадров по ТОП-50, концентрация высокотехнологичных ресурсов и их предоставление для коллективного использования); региональный координационный центр Союза Ворлдскиллс Россия (официальное представительство Союза Ворлдскиллс Россия в крае, подготовка участников из разных регионов к чемпионатам); 2 специализированных центра компетенций Ворлдскиллс (подготовка команд и образовательная деятельность по программам, скорректированным в соответствии с требованиями Вордскиллс к составу квалификационных характеристик обучаемых и к используемому в учебно-производственном процессе производственному оборудованию и технологиям); региональные профессиональные образовательные организации, 6 ресурсных центров и 5 многофункциональных центров прикладных квалификаций (массовая профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, управление методическими ресурсами).


Создана сеть организаций, которые осуществляют обучение по образовательным программам ТОП-50. По программам новых стандартов обучается свыше 4,0 тыс. студентов края.


Новые программы и наработанные ими технологии подготовки кадров по ТОП-50 тиражируются в образовательные организации региона.


26 образовательных организаций используют технологии дуального обучения. В 20 образовательных организациях региона (37,7 процента от общего количества образовательных организаций) учебный процесс организован в структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Удельный вес студентов, обучающихся по программам дуального обучения, в общей численности студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, составляет 15,0 процентов.


Принципиально новым решением во внедрении международных технологий обучения и оценки, требований к квалификациям и умениям Ворлдскиллс в подготовке кадров по ТОП-50 является взаимодействие региональных ведущих колледжей с межрегиональными центрами компетенций. Заключены договоры с пятью межрегиональными центрами компетенций Ульяновской и Московской областей, Республики Татарстан, Чувашии и Хабаровского края. Внедрение программ и новейших технологий в массовую практику проводится межрегиональными центрами компетенций через организацию сетевого взаимодействия с ведущими колледжами региона.


Организовано взаимодействие с федеральными и региональными учебно-методическими объединениями. В крае проводится повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Повышение квалификации проводится не только в регионе, но и за его пределами.