____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 15.11.2022 N 427.
____________________________________________________________________
В целях реализации регионального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", утвержденного протоколом заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 N 2, во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству от 21.09.2015 N Пр-1921 (подпункт "д" пункта 1), в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 06.04.2018 N ПР-580 (подпункт "в" пункта 1):
1. Утвердить:
Концепцию (описание) создания центра опережающей профессиональной подготовки (приложение 1);
комплекс мер по созданию центра опережающей профессиональной подготовки (приложение 2).
2. Определить региональным координатором, ответственным за создание центра опережающей профессиональной подготовки в Алтайском крае, Министерство образования и науки Алтайского края.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО
Утверждена
Распоряжением
Правительства Алтайского края
от 21 августа 2020 г. N 269-р
КОНЦЕПЦИЯ (ОПИСАНИЕ) СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра опережающей профессиональной подготовки в Алтайском крае в рамках национального проекта "Образование" (количество профессиональных образовательных организаций, количество обучающихся, количество педагогических кадров, основные направления подготовки кадров и пр.).
Одним из направлений развития профессионального образования региона является формирование эффективного механизма взаимосвязи профессионального образования и рынка труда путем построения новой единой образовательной сети, включающей в себя территориально-отраслевые кластеры, специализированные образовательные структуры, центры коллективного доступа к образовательным ресурсам, последовательное внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, а также развитие системы профориентации в тесной взаимосвязи органов исполнительной власти края, образовательных организаций и бизнеса.
Для выполнения данных задач требуется четкое взаимодействие и интеграция всех заинтересованных сторон: государственных структур, бизнеса и системы профессионального образования в подготовке кадров.
Профессиональное образование имеет 73,9% занятого в экономике населения, из них 44,8% - среднее профессиональное образование. Ежегодно в среднем порядка 11 тыс. выпускников системы среднего профессионального образования пополняют трудовой потенциал края.
Предприятия, действующие в крае, уже сегодня нуждаются в новых специалистах, среднегодовая кадровая потребность края составляет около 40 тысяч человек, из них 38% - это специалисты с высшим образованием, и 62% - имеющие среднее профессиональное образование.
Вопрос кадрового обеспечения промышленного комплекса региона решают профессиональные образовательные учреждения и образовательные организации высшего образования, реализующие программы среднего профессионального образования. Особое место в кадровом обеспечении занимает подготовка специалистов среднего звена и высококвалифицированных рабочих.
Сегодня система среднего профессионального образования Алтайского края включает 55 самостоятельных организаций, из которых 39 находятся в ведении Министерства образования и науки Алтайского края, 6 - Министерства здравоохранения Алтайского края, 3 - Министерства культуры Алтайского края, 1 - Министерства спорта Алтайского края, 4 негосударственных учреждения, 2 структурных подразделения образовательных организаций высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования. Контингент студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования составляет 50,2 тыс. человек.
Для решения задач межведомственного и отраслевого взаимодействия выстраивается новая, отвечающая современным требованиям, региональная модель подготовки кадров по новым, перспективным, наиболее востребованным профессиям: учебно-методическая структура - базовый центр по реализации программ ТОП-50 (согласно списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года N 831, далее - ТОП-50) (управление методическими, информационными и кадровыми ресурсами); 13 профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) (трансляция программ и технологий по отдельным компетенциям подготовки кадров по ТОП-50, концентрация высокотехнологичных ресурсов и их предоставление для коллективного использования); региональный координационный центр Союза Ворлдскиллс Россия (официальное представительство Союза Ворлдскиллс Россия в крае, подготовка участников из разных регионов к чемпионатам); 2 специализированных центра компетенций Ворлдскиллс (подготовка команд и образовательная деятельность по программам, скорректированным в соответствии с требованиями Вордскиллс к составу квалификационных характеристик обучаемых и к используемому в учебно-производственном процессе производственному оборудованию и технологиям); региональные профессиональные образовательные организации, 6 ресурсных центров и 5 многофункциональных центров прикладных квалификаций (массовая профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, управление методическими ресурсами).
Создана сеть организаций, которые осуществляют обучение по образовательным программам ТОП-50. По программам новых стандартов обучается свыше 4,0 тыс. студентов края.
Новые программы и наработанные ими технологии подготовки кадров по ТОП-50 тиражируются в образовательные организации региона.
26 образовательных организаций используют технологии дуального обучения. В 20 образовательных организациях региона (37,7 процента от общего количества образовательных организаций) учебный процесс организован в структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Удельный вес студентов, обучающихся по программам дуального обучения, в общей численности студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, составляет 15,0 процентов.
Принципиально новым решением во внедрении международных технологий обучения и оценки, требований к квалификациям и умениям Ворлдскиллс в подготовке кадров по ТОП-50 является взаимодействие региональных ведущих колледжей с межрегиональными центрами компетенций. Заключены договоры с пятью межрегиональными центрами компетенций Ульяновской и Московской областей, Республики Татарстан, Чувашии и Хабаровского края. Внедрение программ и новейших технологий в массовую практику проводится межрегиональными центрами компетенций через организацию сетевого взаимодействия с ведущими колледжами региона.
Организовано взаимодействие с федеральными и региональными учебно-методическими объединениями. В крае проводится повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Повышение квалификации проводится не только в регионе, но и за его пределами.
360 преподавателей и мастеров производственного обучения повысили свою квалификацию по программам Союза Ворлдскиллс за пределами края.
В сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров одним из действенных механизмов распространения и унификации требований к квалификациям и умениям является международное движение Ворлдскиллс.
В движение "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) Алтайский край официально вступил в феврале 2016 года. За этот период более чем в 2,5 раза возросла численность участников чемпионата и экспертов, количество компетенций увеличилось с 19 до 45.
Благодаря активной работе в системе чемпионатов, эффективному взаимодействию с национальными экспертами в Алтайском крае появились 7 сертифицированных экспертов по компетенциям, приоритетным для региона.
В Академии Ворлдскиллс Россия обучены 515 преподавателей и мастеров производственного обучения и 117 экспертов с правом проведения регионального чемпионата "Молодые профессионалы", 398 преподавателей и мастеров производственного обучения получили сертификаты экспертов демонстрационного экзамена.
Количество компетенций регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" увеличилось с 5 до 11, численность участников - с 25 до 58 человек.
В 2020 году в крае создается центр опережающей профессиональной подготовки на базе краевого государственного бюджетного образовательного учреждения "Алтайский политехнический техникум", дата открытия которого назначена на 30.11.2020.
Задача создания еще одного центра опережающей профессиональной подготовки заключается в формировании системы непрерывного обновления знаний работающими гражданами и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая компетенции в области цифровой экономики.
Региональной площадкой центра опережающей профессиональной подготовки планируется определить КГБПОУ "Бийский государственный колледж", который располагается в наукограде Бийске и является вторым по численности городом Алтайского края. Определена система приоритетных направлений развития города на период до 2030 года: развитие биофармацевтических и пищевых производств; развитие туристической отрасли; развитие производства композиционных материалов. С учетом отдаленности районов края и профильной направленности центр опережающей профессиональной подготовки на базе КГБПОУ "Бийский государственный колледж" будет иметь полноценную инновационную структуру, необходимую для подготовки специалистов по "коротким" программам по профильным компетенциям.
Необходимо выстроить рациональную логистику системы повышения квалификации и опережающего обучения населения таким образом, чтобы понимать, какие профессии и специальности будут востребованы в будущем, какими новыми компетенциями должен обладать выпускник, кто будет формировать эти компетенции и создать для этого соответствующую материальную базу.
Стратегия центра опережающей профессиональной подготовки - технологическая площадка с использованием технологий дистанционного обучения по внедрению "прорывных" инноваций.
Для обеспечения доступа к современной инфраструктуре необходимо сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций, которое будет организовано по двум направлениям:
1. сетевое использование создаваемой материально-технической базы коллективного пользования для проведения демонстрационных экзаменов;
2. организация электронного обучения с использованием сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Обеспечивать координацию сетевого взаимодействия будет центр опережающей профессиональной подготовки (КГБПОУ "Бийский государственный колледж") совместно с центром опережающей профессиональной подготовки на базе КГБПОУ "Алтайский политехнический техникум".
В результате будет ликвидирован структурный дефицит кадров и компетенций, система профессионального образования должна предоставлять участникам равные возможности для обучения и самореализации вне зависимости от места проживания, обеспечивать широкие возможности для повышения квалификации и обучения в течение всей жизни.
Алтайский край - ведущий агропромышленный регион Сибири и Дальнего Востока. Он занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по производству основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна, подсолнечника, молока, мяса.
При формировании второго центра опережающей профессиональной подготовки в крае будут учтены все факторы, влияющие не только на подготовку кадров по программам среднего профессионального образования, но и на их последующую переподготовку, повышение квалификации, независимую оценку компетенций, а также профессиональную ориентацию школьников и получение ими первой профессии.
Создание в Алтайском крае второго центра опережающей профессиональной подготовки станет новым этапом в развитии и подготовки квалифицированных кадров, будет способствовать развитию приоритетных отраслей экономики региона.
"Дорожная карта" по созданию центра опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП) в 2023 году, таблица индикаторов, зонирование ЦОПП, штатное расписание приведены в приложениях 1 - 4 к настоящей Концепции.
2. Опыт Алтайского края в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования.
Решая задачи развития и модернизации системы профессионального образования по переводу качества подготовки рабочих кадров на уровень мировых стандартов, Алтайский край проводит системную работу по участию в реализации различных федеральных проектов (мероприятий) в области образования.
Край является активным участником реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования. С 2016 по 2020 годы регион принял активное участие более чем в 22 проектах и мероприятиях. Международный проект Tempus "Приобретение профессиональных и предпринимательских навыков посредством воспитания предпринимательского духа и консультации начинающих предпринимателей" позволил повысить квалификацию 109 студентам и 22 сотрудникам учреждений среднего профессионального образования. В рамках проекта "Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности" обучено более 1200 педагогов.
С целью обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров в Алтайском крае реализован приоритетный проект "Рабочие кадры для передовых технологий". Сформирована система учебно-методических объединений, осуществляющих методическое сопровождение деятельности ПОО. Действует Координационный совет учебно-методических объединений. В 2009 - 2011 годах Алтайский край принял активное участие в разработке федеральных государственных образовательных стандартов ("Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка"; "Наладчик холодно-штамповочного оборудования"; "Наладчик технологического оборудования в производстве строительных материалов"; "Мастер общестроительных работ"). Организовано взаимодействие с федеральными и региональными учебно-методическими объединениями, базовым центром по реализации ТОП-50 на территории края, 36 педагогических работников из 18 профессиональных образовательных организаций вошли в состав рабочих групп федеральных учебно-методических объединений, принимая участие в актуализации ФГОС СПО и разработке примерных образовательных программ.