____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2021 на основании постановления Администрации г. Курска от 29.12.2020 N 2491.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Администрации города Курска от 04.02.2020 N 197 "О передаче полномочий учредителя управлению молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска", в целях реализации мероприятий муниципальной программы "Формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2019 - 2024 годы" постановляю:
1. Внести изменения и дополнения в муниципальную программу "Формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2019 - 2024 годы", утвержденную постановлением Администрации города Курска от 12.10.2018 N 2382 (в ред. от 08.02.2019 N 230, от 25.07.2019 N 1327, от 05.02.2020 N 204) (далее - Программа) изложив ее в новой редакции, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Управлению информации и печати Администрации города Курска (Комкова Т.В.) обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Городские известия".
3. Управлению делами Администрации города Курска (Кабан А.Н.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте Администрации города Курска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации города Курска Гребенкина В.В.
5. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения возникшие с 01.01.2020.
Глава города Курска
В.Н.КАРАМЫШЕВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОРОДЕ КУРСКЕ НА 2019 - 2024 ГОДЫ"
Заказчик Программы | Управление молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска |
Основные разработчики Программы | Управление молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска; Управление культуры города Курска; Комитет образования города Курска; Комитет социальной защиты населения города Курска; Администрация Центрального округа города Курска (далее - администрация ЦО); Администрация Сеймского округа города Курска (далее - администрация СО); Администрация Железнодорожного округа города Курска (далее - администрация ЖО) |
Цели Программы | Развитие системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек. Укрепление института семьи, повышение уровня рождаемости и численности населения города |
Задачи Программы | Пропаганда здорового образа жизни и формирование ответственного отношения граждан к своему здоровью; популяризация семейных ценностей, поддержка престижа материнства и отцовства; обеспечение детей первых двух лет жизни специальными и молочными продуктами питания |
Сроки реализации Программы | 2019 - 2024 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств бюджета города Курска, а также прогнозируемый объем средств, привлекаемых из других источников | Общий объем финансирования Программы составляет 182614,4 тыс. руб., в том числе: из бюджета города - 163881,6 тыс. руб.; из областного бюджета - 2288,6 тыс. руб.; за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, - 16444,2 тыс. руб.; в том числе по годам: 2019 год - 36755,8 тыс. руб.: из бюджета города - 32227,2 тыс. руб.; из областного бюджета - 1787,9 тыс. руб.; за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, - 2740,7 тыс. руб.; 2020 год - 32891,0 тыс. руб.: из бюджета города - 29681,6 тыс. руб.; из областного бюджета - 468,7 тыс. руб.; за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, - 2740,7 тыс. руб.; 2021 год - 28038,4 тыс. руб.: из бюджета города - 25281,7 тыс. руб.; предполагаемые средства из областного бюджета - 16,0 тыс. руб.; за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, - 2740,7 тыс. руб.; 2022 год - 28038,4 тыс. руб.: из бюджета города - 25281,7 тыс. руб.; предполагаемые средства из областного бюджета - 16,0 тыс. руб.; за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, - 2740,7 тыс. руб.; 2023 год - 28445,4 тыс. руб.: из бюджета города - 25704,7 тыс. руб.; за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, - 2740,7 тыс. руб.; 2024 год - 28445,4 тыс. руб.: из бюджета города - 25704,7 тыс. руб.; за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, - 2740,7 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Результативность Программы оценивается исходя из уровня достижения основных целевых показателей Программы к 2024 году: 1) увеличение количества участников мероприятий, проектов, программ, разделяющих идеологию здорового образа жизни, с 65700 чел. до 73000 чел.; 2) увеличение доли детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждениях с 79,9 до 82,9%; 3) увеличение количества участников мероприятий, проектов, программ антитабачной направленности с 13000 чел. до 16000 чел.; 4) снижение удельного веса курящих трудоспособного возраста (табакокурение) с 30,42% до 24,0%; 5) снижение уровня распространенности алкоголизма с 12,82% до 11,02% (снижение на 0,3% ежегодно); 6) увеличение количества участников мероприятий, проектов, программ по укреплению и развитию социального института семьи с 19500 чел. до 22000 чел.; 7) уровень рождаемости в период реализации Программы (общий коэффициент рождаемости): 2019 г. - 9,3 промилле (на 1000 человек); 2020 г. - 9,0 промилле (на 1000 человек); 2021 г. - 8,5 промилле (на 1000 человек); 2022 г. - 8,5 промилле (на 1000 человек); 2023 г. - 8,1 промилле (на 1000 человек); 2024 г. - 7,8 промилле (на 1000 человек); 8) уровень смертности в период реализации Программы (общий коэффициент смертности): 2019 г. - 12,1 промилле (на 1000 человек); 2020 г. - 12,1 промилле (на 1000 человек); 2021 г. - 11,7 промилле (на 1000 человек); 2022 г. - 11,8 промилле (на 1000 человек); 2023 г. - 11,7 промилле (на 1000 человек); 2024 г. - 11,8 промилле (на 1000 человек); 9) численность населения города Курска на конец года: в 2019 г. - 453,0 тыс. чел.; в 2020 г. - 453,2 тыс. чел.; в 2021 г. - 454,4 тыс. чел.; в 2022 г. - 455,6 тыс. чел.; в 2023 г. - 457,0 тыс. чел.; в 2024 г. - 458,0 тыс. чел.; 10) ожидаемая продолжительность жизни при рождении с 73,3 лет до 75,0 лет: в 2019 г. - до 73,6 лет; в 2020 г. - до 73,6 лет; в 2021 г. - до 74,0 лет; в 2022 г. - до 74,5 лет; в 2023 г. - до 74,7 лет; в 2024 г. - до 75,0 лет; 11) суммарный количественный показатель детей из малоимущих семей, обеспеченных специальными и молочными продуктами питания (за счет средств бюджета города): ежегодно - 4500 чел. (в соответствии с муниципальным заданием на текущий год); 12) суммарный количественный показатель детей, обеспеченных специальными и молочными продуктами питания (за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности): ежегодно - 2000 чел. |
Одной из важнейших задач социальной политики на современном этапе развития общества является формирование здорового образа жизни населения. Это длительный процесс, зависящий от множества государственных, общественных и биологических факторов.
В настоящее время в нашей стране уже действует целый ряд законов и принят ряд федеральных целевых программ, направленных на профилактику заболеваний и пропаганду здорового образа жизни. На федеральном уровне вопросы формирования здорового образа жизни отражены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. В план мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 669-р), включены мероприятия по реализации государственной политики, направленной на снижение потребления алкогольной продукции и разработке Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака.
Современная система мер, предпринимаемых в городе Курске по формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья жителей и включению их в активную социальную жизнь, реализуется на трех уровнях:
социальном: пропаганда здорового образа жизни средствами массовой информации, проведение образовательной и информационно-просветительской работы учреждениями образования, культуры, социальной защиты населения, подростково-молодежными клубами, общественными объединениями и др.;
инфраструктурном: создание условий для ведения здорового образа жизни в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), развитие сети физкультурно-спортивных и досуговых организаций; проведение экологического контроля; оснащение образовательных учреждений необходимым оборудованием;
личностном: формирование системы ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада его жизни.
Приоритетными задачами муниципальной программы "Формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2014 - 2018 годы" являлись укрепление здоровья населения, снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. В этот период в реализации программных мероприятий активно участвовали структурные подразделения Администрации города Курска (11 соисполнителей, в т.ч. УКОН УМВД по Курской области), специалисты образовательных, медицинских учреждений, а также учреждений культуры, социальной сферы, общественные и студенческие объединения.
Формирование навыков ведения здорового образа жизни начиналось с воспитания мотивации к здоровому образу жизни и осуществлялось через:
1. целенаправленную деятельность государственных, муниципальных учреждений Курска и общественных объединений в рамках здоровьеформирующих проектов;
2. систему образовательных учреждений посредством создания здоровьесберегающей среды или территорий здорового образа жизни;
3. семейное воспитание по сохранению, укреплению и развитию духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья всех ее членов.
Данные мероприятия проводились для всех категорий населения, но в первую очередь для детей и молодежи, в т.ч. и находящихся в неблагоприятных социальных условиях, в трудной жизненной ситуации. Необходимая инфраструктура для сохранения и укрепления здоровья курян в нашем городе имеется. Это детско-юношеские спортивные школы, спортивно-оздоровительные центры, фитнес-клубы, центры досуга, учреждения дополнительного образования и многое другое.
Важно отметить, что за период 2014 - 2018 годов в Курске создана культурно-образовательная среда по формированию навыков здоровьесберегающего поведения. Реализовывались проекты "Вместе за некурящий город", "Профильный лагерь "Гармония", "Здоровье - это здорово", "Здоровая семья - здоровые дети", приоритетными направлениями которых являлись формирование культуры питания; создание территорий здорового образа жизни ("Здоровая школа", "Здоровая смена", "Здоровая семья"); профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, вредных привычек, различных видов зависимостей; семейное воспитание по сохранению и укреплению здоровья. В течение нескольких лет Администрация города оказывала финансовую поддержку студенческим инициативам, направленным на формирование отношения к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету.
Формированию у детей и подростков "моды" на здоровье и ответственности за сохранение собственного здоровья способствовала работа кружков, секций, клубных формирований; проведение праздников, соревнований, направленных на пропаганду здорового образа жизни и повышение двигательной активности; организация концертов, конкурсов и выставок, которые проводились муниципальными учреждениями комитета образования, управления культуры, комиссиями по делам несовершеннолетних и т.д. Сохранению, укреплению и развитию духовной, психической, социальной составляющих здоровья у детей, их родителей и педагогов способствовала организация спортивных мероприятий, а также акций, семинаров, социально-психологических занятий в учреждениях образования и культуры.
Рациональное питание детей раннего возраста, как составляющая здорового образа жизни, является одним из ведущих условий гармоничного физического развития ребенка, формирования у него правильного пищевого поведения. За счет средств бюджета города Курска дети первых двух лет жизни из малоимущих семей бесплатно обеспечиваются специальными и молочными продуктами питания через муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Молочная кухня". С 2015 года постановлением Администрации города Курска закреплено право на бесплатное обеспечение продуктами детского питания детей первых двух лет жизни из семей, в которых одновременно родилось трое детей, без учета дохода заявителя и членов его семьи.
В настоящее время действуют 8 раздаточных пунктов - в каждом административном округе города. Ассортимент продукции "Молочной кухни": кефир, молоко, творог детский. Также дети обеспечиваются сухими адаптированными смесями и кашами. В 2015 году запуск производства нового вида продукции - биолакта позволил увеличить доходы учреждения от оказания платных услуг.
В период 2014 - 2017 годов увеличилось суммарное количество детей первых двух лет жизни из малоимущих и многодетных семей, обеспечиваемых качественным питанием, с 4464 чел. до 5510 чел. (в 2014 г. - 4464 детей; в 2015 г. - 5924 ребенка; в 2016 г. - 5769 детей; в 2017 г. - 5510 детей). В 1-м полугодии 2018 года специальные и молочные продукты питания бесплатно получили суммарно 2440 детей первых двух лет жизни из малоимущих семей.
В период с 2014 по 2018 год увеличилось финансирование из бюджета города Курска на обеспечение специальными и молочными продуктами питания (с 4,1 млн. руб. до 6,6 млн. руб.). На эти цели из бюджета города Курска выделялось: в 2014 г. - 4,154 млн. руб.; в 2015 г. - 7,2179 млн. руб.; в 2016 г. - 8,1035 млн. руб.; в 2017 г. - 7,5491 млн. руб.; в 2018 г. - 6,5987 млн. руб.
Большая работа по предупреждению распространения алкоголизма и наркомании в молодежной среде в рамках Программы проводилась УМВД России по г. Курску и УКОН УМВД России по Курской области.
УКОН УМВД России по Курской области особое внимание уделялось проведению профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков - воспитанниками детских домов и интернатов; а также несовершеннолетними, состоящими на различных видах профилактического учета (осужденным к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества и др.). Данная работа относится к первичной (универсальной) профилактике, направлена на предупреждение начала употребления наркотиков лицами, ранее их не употреблявшими, ориентирована на общую популяцию населения, включая детей, подростков и молодежь, и носит социальный характер <1>.
________________
<1> Источник: Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации, утвержденная на заседании Государственного антинаркотического комитета 16 октября 2009 года.
Итак, формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения. Вместе с тем, в период 2014 - 2018 годов также проводились мероприятия, которые относятся к вторичной и третичной профилактике. Из года в год в Курске совершенствовалась система раннего выявления незаконных потребителей наркотиков УКОН УМВД России по Курской области и УМВД России по г. Курску, в т.ч. работа с лицами, употребляющими наркотические вещества.
Ежегодно проводился анализ состояния обстановки, связанной с употреблением алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, распространением наркотических средств (психотропных и сильнодействующих веществ); осуществлялась работа, направленная на формирование единого персонифицированного учета несовершеннолетних и семей, склонных к употреблению спиртосодержащей продукции, наркотических средств и психотропных веществ. С несовершеннолетними, состоящими на учете, проводилась индивидуальная профилактическая работа, направленная на социальную реабилитацию и оказание помощи (возвращение в учебные заведения, трудоустройство на временную/ постоянную работу, организация летнего отдыха, помощь в бытовом устройстве, вовлечение в спортивные секции, клубы и др.).
Комитетом социальной защиты населения города Курска осуществлялась координация и мониторинг работы в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков в городе Курске.
Особое место в процессе формирования у населения мотивации на сохранение собственного здоровья принадлежало СМИ: пресса, радио, телевидение, Интернет. Постоянно обновлялись информационные материалы по пропаганде здорового образа жизни на сайтах подведомственных учреждений структурных подразделений Администрации города, изготавливались памятки, информационные материалы для различных групп населения.
Так, например, управлением по делам СДП ОМ и Д совместно с ФГБОУ ВО КГУ изданы "Методические рекомендации по проведению мероприятий, направленных на профилактику "школьных болезней". В рамках волонтерского студенческого проекта ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава РФ "Здоровье глаз" создан on-line ресурс (группа Вконтакте) - Health Eye. Здоровье глаз (https://vk.com/club140890972); подготовлен фильм - учебное пособие "Гимнастика для глаз". Методический комплект (фильм, плакаты, листовки, рекомендации) направлен во все школы города и рекомендован к использованию в учебно-воспитательной работе.
В учреждениях культуры изготовлялись памятки "Здоровый образ жизни" (МБУК ЦД "Мир"), памятки "Что делать, если это случилось?" (МБОУ ДШИ N 8), буклеты "Беду можно предотвратить", "Что такое здоровье?", закладки "Книга на службе здоровья", "Мы за здоровый образ жизни", (МБУК ЦСБ г. Курска) и др. В рамках программы информационного центра духовно-нравственного развития и воспитания населения МБУК ГКЦ "Лира" в течение нескольких лет работал мультимедийный журнал "Социум" по направлению "Здоровый образ жизни" и др.
Укрепление и защита семьи как фундаментальной основы общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение качества жизни курских семей являются важнейшими направлениями современной муниципальной семейной политики.
В Курске проживает 81784 семьи с детьми, из них 30 тысяч - молодые семьи. Выполнение майских Указов Президента Российской Федерации, меры поддержки семей с детьми позволили увеличить число детей, родившихся в семьях вторыми и третьими. В 2016 году в нашем городе на 14% (на 275 семей) увеличилось количество многодетных семей и в настоящее время их насчитывается 2576 семей, в которых воспитывается 8306 детей (в 2016 г. - 2334 многодетных семьи, в 2015 г. - 1948 семей), в 13 семьях воспитывают 8 и более детей. Это результат длительной работы администраций Центрального, Железнодорожного и Сеймского округов города Курска по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, по пропаганде лучшего опыта семейного воспитания детей в замещающих семьях.