Действующий

О Концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и плане мероприятий ("дорожной карте") по ее реализации на 2020 - 2024 годы



III. Текущее состояние этнокультурного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в автономном округе проживают 31,5 тысячи представителей коренных малочисленных народов Севера, что составляет 2% от общей численности населения автономного округа. Более 3 тысяч человек ведут традиционный образ жизни.


По данным муниципальных органов власти автономного округа, на территориях традиционного природопользования (далее также - ТТП) количество субъектов права до 18 лет составляет 1 545, из них от 0 до 9 лет - 842, от 10 до 18 лет - 703. Почти 70% коренного населения региона проживает в сельской местности.


В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера расположены 16 общеобразовательных организаций, имеющих интернат, в которых обучаются 1403 человека:


в Белоярском районе - 2 (п. Полноват - с.п. Полноват, п. Казым - с.п. Казым);


в Березовском районе - 2 (п. Теги - с.п. Березово, п. Сосьва - с.п. Саранпауль);


в Ханты-Мансийском районе - 2 (с. Цингалы - с.п. Цингалы, п. Луговской - с.п. Луговской);


в Сургутском районе - 5 (с. Угут - с.п. Угут, д. Русскинская - с.п. Русскинская, п. Нижнесортымский - с.п. Нижнесортымский, п. Тром-Аган - с.п. Ульт-Ягун, д. Лямина - с.п. Лямина);


в Нижневартовском районе - 3 (д. Чехломей - с.п. Ларьяк, с. Корлики - с.п. Ларьяк, с. Варьеган - городское поселение Новоаганск);


в Кондинском районе - 1 (с. Алтай - с.п. Болчары);


в Октябрьском районе - 1 (с. Шеркалы).


Ежегодно общеобразовательные организации с интернатом принимают около 500 детей, из них 15% - дети жителей ТТП. В связи с тем, что они не посещают дошкольную организацию, стартовые условия их развития, обучения отличаются от условий развития и обучения их сверстников из городов и поселков.


Научным сообществом установлены психофизиологические особенности развития коренных малочисленных народов Севера и, следовательно, признана необходимость формирования специфических технологий, форм и средств обучения, индивидуализации образовательных программ. В период от 6 до 7 лет формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развивается регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. У дошкольников из числа коренных малочисленных народов Севера этот период составляет значительно большую величину в связи с их отставанием в функциональной зрелости. При использовании школьных программ, составленных без учета возрастных особенностей 7-летних детей, проживающих на ТТП, у этих детей возникают трудности с восприятием себя.


Уклад жизни народов Севера показывает, что для выживания в экстремальных условиях большое значение имеет развитие пространственной ориентации, физическая выносливость, низкий порог сенсорной чувствительности слуха, кинетических ощущений. Будучи невидимыми и неясными, эти привычные формы жизни и элементы психического склада остаются за пределами "городской" деятельности, то есть наблюдается рассогласование общественных, биологических и психологических структур. В связи с этим образование народов Севера должно быть построено так, чтобы заработали механизмы биопсихосоциальной адаптации, что позволит улучшить биологическое, социальное и психологическое состояние этносов.


На основе анализа ключевых компонентов деятельности образовательных организаций коренных народов мира, опыта влияния региональной системы образования на процесс адаптации коренных малочисленных народов Севера к социальной среде, Департаментом образования и молодежной политики автономного округа разработан пилотный образовательный проект "Стойбищная школа-сад", позволяющий максимально выполнить общие требования к организации этого процесса в образовательной организации.