Недействующий

О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2013 N 764 "Об утверждении государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2022 годы" (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2023 N 1170)



1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы-6. Основные проблемы и пути их решения


В целях создания условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижения социальной напряженности на потребительском рынке с 2013 года в Республике Татарстан реализуются мероприятия программы по защите прав потребителей.


Республика Татарстан стала одним из первых регионов в Российской Федерации, где к вопросам защиты прав потребителей применяется программный подход. Мероприятия реализуются в рамках Подпрограммы-6 "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Татарстан на 2014 - 2022 годы" государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2022 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2013 N 764.


Принятая Подпрограмма-6 позволила своевременно акцентировать внимание в первую очередь на наиболее проблемных секторах потребительского рынка. В частности, таких как: реализация продовольственных товаров, жилищно-коммунальное хозяйство, финансовые, туристические услуги, то есть в тех сферах, где уровень как государственной, так и общественной защиты соответствующих потребительских прав граждан до последнего времени все еще не отвечает реальным запросам населения.


В рамках реализации мероприятий Подпрограммы-6 в республике ежегодно проводится комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности защиты прав потребителей.


В соответствии с рейтингом субъектов Российской Федерации по уровню защищенности потребителей опыт организации защиты прав потребителей в Республике Татарстан при реализации мероприятий Подпрограммы-6 признан самым передовым, а Республика Татарстан по итогам 2018 года заняла 1 место в Российской Федерации по уровню защищенности потребителей.


Вместе с тем анализ поступающих обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей показывает, что в республике остается немало нерешенных проблем в сфере потребительского рынка. Граждане до сих пор недостаточно осведомлены о своих потребительских правах и не в полной мере знают механизмы их реализации. Особенно актуальными остаются вопросы потребительской грамотности для людей старшего поколения, социально уязвимых категорий населения, обладающих недостаточным опытом в условиях развития цифровых технологий, увеличения ассортимента инновационных товаров и услуг.


Приоритетным направлением Подпрограммы-6 является проведение превентивных мероприятий с населением, которые позволят повысить уровень потребительской грамотности и самозащиту гражданами своих прав. Кроме того, в целях снижения количества правонарушений на потребительском рынке и удовлетворения требований потребителей в добровольном порядке эффективной является деятельность, направленная на обучение основам законодательства в сфере защиты прав потребителей представителей хозяйствующих субъектов.


Немаловажной частью Подпрограммы-6 является гарантия соблюдения прав потребителей на приобретение качественной продукции в целях обеспечения полноценного питания, профилактики заболеваний, увеличения продолжительности и повышения качества жизни населения, стимулирования развития производства и оборота на рынке пищевой продукции надлежащего качества.


Несовершенство правовых и организационных механизмов в отношении качества пищевой продукции приводит к тому, что на потребительском рынке имеет место оборот продуктов, не отвечающих потребностям большинства населения, а также фальсифицированной пищевой продукции.


Подпрограммой-6 предусматривается осуществление мониторинга качества пищевой продукции с учетом спектра потенциально опасных контаминантов химической и биологической природы, пищевой ценности и потребительских свойств. Доступ заинтересованных лиц к результатам оценки качества пищевой продукции планируется осуществлять через единую информационную систему результатов лабораторных исследований пищевой продукции.


Как показывает практика, систематическая, комплексная работа по защите прав потребителей может строиться только в тесном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций и органов местного самоуправления.


Важным элементом защиты прав потребителей, действующим на муниципальном уровне, являются органы местного самоуправления, которые наиболее приближены к населению.


Вместе с тем необходимо отметить, что наиболее слабой составляющей системы органов по защите прав потребителей республики по-прежнему остаются органы местного самоуправления, которые не в должной мере используют все имеющиеся у них права в сфере потребительского законодательства.


За период действия программы с 2014 по 2017 год проведен комплекс мероприятий, направленных на достижение целевых показателей: