Недействующий

О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2013 N 764 "Об утверждении государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2022 годы" (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2023 N 1170)



1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы-2. Основные проблемы и пути их решения


Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач в Российской Федерации и Республике Татарстан. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.


В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет. ДТП влекут за собой ежегодные потери в размере от 1 до 3 процентов внутреннего валового продукта, а в развивающихся странах издержки от них еще выше. Для мировой экономики уже сейчас ущерб от ДТП составляет около 600 млрд евро в год. При этом если в экономически развитых странах положение дел в области безопасности дорожного движения последние 30 лет стабилизируется или даже улучшается, то в развивающихся государствах ситуация быстро ухудшается из-за резкого роста автомобильного парка и недостаточного финансирования деятельности, направленной на профилактику аварийности.


Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.


Дорожно-транспортная аварийность наносит огромный ущерб экономике Республики Татарстан. Только в 2012 году убытки от ДТП составили около 25 млрд рублей.


Вместе с тем принятые в Республике Татарстан меры по разработке и выполнению утвержденных Кабинетом Министров Республики Татарстан в 2006 - 2012 годах республиканских целевых программ по повышению безопасности дорожного движения позволили добиться определенных положительных результатов по снижению уровня аварийности.


Настоящая Подпрограмма-2 основана на международных и федеральных нормативных правовых актах, в том числе резолюции, принятой 02.03.2010 на заседании 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая объявила 2011 - 2020 годы десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения, Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1995-р, и федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864.


К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Республике Татарстан, следует отнести:


массовое пренебрежение участников дорожного движения требованиями безопасности дорожного движения, недостаточную поддержку мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения со стороны общества, недостаточный уровень подготовки водителей, приводящий к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительную дисциплину, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;


недостатки технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, в первую очередь несоответствие технического уровня дорожного хозяйства, транспортных средств, средств организации дорожного движения современным требованиям, отставание в системах связи, приводящее к позднему обнаружению ДТП и оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим.


В 2012 году на территории Республики Татарстан зарегистрировано 5 483 ДТП, в которых погибли 695 человек и 7 086 получили ранения. По сравнению с 2011 годом количество ДТП уменьшилось на 1,5 процента (-83 ДТП), число погибших уменьшилось на 0,1 процента (-1 человек), число раненых увеличилось на 0,3 процента (+19 человек).


Тяжесть последствий ДТП составила 8,9 погибшего на 100 пострадавших (на уровне 2010 и 2011 годов). В 2011 году на территории городов и населенных пунктов произошло 3 600 (-2,9 процента) ДТП, в которых погибли 213 (-9,7 процента) и ранены 4 261 человек (-0,5 процента).


В 2011 году количество происшествий на федеральных дорогах уменьшилось на 11,5 процента и составило 617 ДТП, в них погибли 160 (-10,6 процента) и ранены 898 (-14,1 процента) человек. На территориальных дорогах зарегистрировано 453 (+28 процента) ДТП, в которых погибли 114 (+25,3 процента) и получили ранения 707 (+33,1 процента) человек.


Определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств, на долю которых пришлось 86,2 процента, или 4 722 (+0,3 процента) ДТП, в них погибли 608 (+6,9 процента) и ранены 6 370 (+1,3 процента) человек.


Из-за нарушений Правил дорожного движения водителями транспортных средств, находившимися за рулем в состоянии опьянения, зарегистрированы 379 (-3,8 процента) происшествий, при которых 75 человек погибли (+13,6 процента) и ранены 560 (-0,5) человек. Доля таких происшествий уменьшилась с 8,4 в 2011 году до 8 в 2012 году.