Транспортная инфраструктура.
В части развития транспортной инфраструктуры предусматривается ряд мероприятий, направленных на создание устойчивой опорной сети линейных транспортных коммуникаций республики, улучшение качества передвижений и поэтапное развитие международных, межрегиональных транспортных коридоров.
Развитие железнодорожного транспорта подразумевает, в первую очередь, строительство линии Правая Лена - Якутск, что обеспечит круглогодичную связь столицы республики со всей железнодорожной сетью страны. Предусмотрено подключение крупнейших месторождений региона к системе железных дорог путем строительства и ввода в эксплуатацию линий Улак - Эльга, Хани - Тырыннахский ГОК, Томмот - Эльконский ГОК и др. В долгосрочной перспективе запланирована организация железнодорожного сообщения по направлениям Якутск - Магадан, Усть-Кут - Ленск, Улак - Алдан.
Основной задачей развития автомобильного транспорта является формирование опорной сети круглогодичного действия, для чего, в первую очередь, предполагается реконструкция автодорог федерального значения А-360 "Лена", А-331 "Вилюй" и Р-504 "Колыма" со строительством мостовых переходов через крупные водные преграды.
Развитие сети автомобильных дорог регионального значения предлагается осуществлять постепенно и планомерно на протяжении всего расчетного срока. Ключевым мероприятием всего развития транспортной инфраструктуры видится строительство автодорожного мостового перехода через реку Лену в районе г. Якутска. На первом этапе предусмотрена реконструкция автодорог "Абалах", "Амга", "Кобяй", "Мюрю", "Бетюн", необходимая для активизации связей и развития экономики наиболее плотно заселенных сельскохозяйственных улусов Республики Саха (Якутия). На следующем этапе круглогодичную дорожную транспортную связь между собой должны получить все основные экономические центры республики (кроме п. Тикси) путем реконструкции и строительства (зачастую по современным трассам автозимников) автодорог "Умнас", "Сангар", начального участка автодороги "Алдан". В долгосрочной перспективе (за пределами расчетного срока) в области развития автомобильных дорог предусмотрено строительство круглогодичных дорог общего пользования (по направлению существующих трасс автозимников) как стратегических дорог Арктики: "Арктика", "Индигир", "Яна", завершение строительства автодороги "Алдан", а также строительство автодорог "Томмот - Белькачи - Усть-Миль", "Олекминск - Алдан", реконструкция автодороги "Амга" на участках Нижний Бестях - Амга и Эльдикан - Югоренок.
По мере реконструкции существующих автодорог предполагается значительное развитие автобусных перевозок по направлениям: Якутск - Вилюйск - Нюрба - Мирный, Якутск - Покровск - Олекминск - Ленск, Олекминск - Алдан - Нерюнгри, Якутск - Амга - Усть-Мая - Эльдикан, Якутск - Хандыга - Усть-Нера и сооружение новых автовокзалов и автостанций в г.г. Олекминске, Вилюйске, Ленске, Нюрбе, с. Амга, п.п. Хандыга, Усть-Нера.
Развитие воздушного транспорта республики предусматривает реконструкцию основных аэропортов республики, а также обновление магистрального и регионального парка воздушных судов перевозчиков.
Результатом развития водного транспорта Республики Саха (Якутия) должна стать организация международного транспортного коридора "Север - Юг" с использованием Северного морского пути, водного пути р. Лены, железнодорожных линий и федеральных автодорог для организации транспортных связей с Китаем и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Предусматривается постепенное увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными глубинами рек Лены, Яны и Индигирки. Запланирована модернизация основных речных портов республики: в г.г. Якутске, Олекминске, Ленске, Белогорске. Кроме того, учтена реконструкция морского порта Тикси и строительство нового речного терминала в п. Нижний Бестях.
В области транспортной логистики предусматривается развитие транспортно-логистической инфраструктуры Республики Саха (Якутия): создание Якутского центрального транспортно-логистического узла на базе речного порта, международного аэропорта, железнодорожного и автодорожных терминалов. Кроме того, создание региональных транспортно-логистических центров предусматривается во всех основных экономических центрах республики.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, одним из целевых ориентиров долгосрочного социально-экономического развития определены безопасность граждан и общества, включая безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), в том числе, территориальных и функциональных сегментов, ее интеграции с аналогичными зарубежными системами, а также путем:
повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения;