Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия) (фактически утратило силу)



4.3.1. Предложения по планировочной организации территории. Развитие планировочной структуры


Планировочная организация территории отражена на Карте проектной планировочной структуры территории.


Пространственная структура территории республики формируется как планировочная система, основой которой являются каркасные элементы - природно-экологический и урбанизированный каркасы (каркас пространственного развития республики).


Природно-экологический каркас территории региона - это система функционально и территориально взаимосвязанных природных территорий (в том числе, долин крупных рек), которая выполняет средообразующие, природоохранные, рекреационные и оздоровительные функции и обеспечивает тем самым стабилизацию и улучшение состояния окружающей среды, экологическую безопасность развития территории и создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления населения.


Формирование природно-экологического каркаса территории Республики Саха (Якутия) направлено на сохранение уникальных экосистем, поддержание экологической стабильности территории, сохранение всех видов природных ресурсов, предотвращение потери биоразнообразия и деградации ландшафтов.


Основными элементами природно-экологического каркаса республики являются: долины крупных рек с прилегающими лесными массивами; территории традиционного природопользования; система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального, регионального и местного значения (заповедники, ботанический сад, природные парки, ресурсные резерваты, охраняемый ландшафт, памятники природы, уникальные озера); защитные леса. Главная природная планировочная ось региона - долина реки Лены с ее крупными притоками.


Урбанизированный каркас образуют главные транспортные коммуникации и опорные центры расселения населения.


Основные планировочные оси - это федеральные транспортные связи - транспортные коридоры вдоль автомобильных дорог "Лена", "Колыма", "Вилюй", однако две первых требуют коренной реконструкции и капитального ремонта, а трасса "Вилюй" требует не только реконструкции, но и кардинальных мероприятий по практически новому строительству автодороги.


Действует участок Амуро-Якутской железнодорожной магистрали Беркакит - Алдан - Томмот. Построен участок до поселка Нижний Бестях, рассматривается возможность строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через Лену с выходом железной дороги на Якутск, а также продолжения строительства железной дороги на Мому - Магадан. В юго-восточной Якутии также близко к завершению строительство тупиковой железнодорожной линии Улак - Эльга, соединяющей БАМ с Эльгинским угольным месторождением. Зона прокладки трассы трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), ВЛ и газопровода включены также в урбанизированный каркас.


Второстепенные планировочные оси - это региональные связи на основе существующих автодорог и части зимников, которые предполагается перевести в дороги круглогодичного использования. Развитие транспортной инфраструктуры - одно из наиболее актуальных стратегических направлений Якутии.


На территории республики выделяются следующие крупные территориально-планировочные и экономические образования (зоны): центральная, западная, восточная, южная и арктическая - это крупные территориальные образования, отличающиеся административно-территориальной общностью, стабильностью границ, общностью транспортной и энергетической инфраструктуры, четко выраженной специализацией хозяйства, географической близостью, наличием общих экономических, социальных и культурных связей, схожестью природно-климатических условий.


Формирование крупных пространственных структур обусловлено реализацией долгосрочных инвестиционных проектов межрегионального и проектов межмуниципального сотрудничества.


Центральная экономическая зона представлена городскими округами "город Якутск" и "Поселок Жатай", Амгинским, Горным, Кобяйским, Мегино-Кангаласским, Намским, Таттинским, Усть-Алданским, Хангаласским и Чурапчинским муниципальными районами. В Центральной Якутии, где проживает порядка 53,7% населении республики, экономика специализируется на сервисном бизнесе, промышленности строительных материалов, агропромышленном производстве.


На территории Южной планировочной и экономической зоны, включающей Нерюнгринский и Алданский муниципальные районы (более 12% населения республики), активно разрабатываются месторождения золота и угля. Доля промышленности в экономике Южной Якутии достигает 85%. Ключевую роль в экономическом развитии Южной Якутии играет транспортная доступность, обеспечивающая постоянную надежную связь с другими регионами страны и создающая условия для освоения ресурсов данной территории.


Западная планировочная и экономическая зона с численностью 23,9% населения республики включает Ленский, Мирнинский, Олекминский, Вилюйский, Верхневилюйский, Нюрбинский и Сунтарский муниципальные районы. Характеризуется, как центр алмазодобычи, нефтегазодобычи, также экономика специализируется на лесопереработке и агропромышленном производстве.