Оценка перспективной численности населения по трем вариантам прогноза для муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на начало года, тыс. человек
Муниципальные образования | Исходный 2016 год | 2023 год по вариантам прогноза: | 2031 год по вариантам прогноза: | ||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||
Городской округ "город Якутск" | 320,6 | 345,1 | 350,0 | 361,5 | 373,0 | 390,0 | 408,3 |
Городской округ "Жатай" | 9,20 | 8,87 | 8,95 | 9,07 | 8,89 | 9,23 | 9,60 |
Муниципальные районы: | |||||||
Абыйский | 4,10 | 3,83 | 3,87 | 3,92 | 3,71 | 3,86 | 4,01 |
Алданский | 40,43 | 39,29 | 39,67 | 40,19 | 39,72 | 41,24 | 42,91 |
Аллаиховский | 2,68 | 2,35 | 2,37 | 2,41 | 2,12 | 2,20 | 2,29 |
Амгинский | 16,67 | 15,61 | 15,76 | 15,97 | 15,12 | 15,71 | 16,35 |
Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) | 3,43 | 3,36 | 3,40 | 3,44 | 3,44 | 3,57 | 3,71 |
Булунский | 8,37 | 7,84 | 7,91 | 8,02 | 7,60 | 7,89 | 8,21 |
Верхневилюйский | 20,89 | 19,70 | 19,89 | 20,16 | 19,26 | 20,00 | 20,82 |
Верхнеколымский | 4,29 | 4,34 | 4,38 | 4,44 | 4,59 | 4,76 | 4,95 |
Верхоянский | 11,37 | 10,08 | 10,18 | 10,31 | 9,18 | 9,53 | 9,93 |
Вилюйский | 24,77 | 24,04 | 24,27 | 24,59 | 24,26 | 25,19 | 26,21 |
Горный | 11,88 | 11,89 | 12,00 | 12,16 | 12,43 | 12,90 | 13,42 |
Жиганский национальный | 4,26 | 4,13 | 4,17 | 4,22 | 4,16 | 4,32 | 4,50 |
Кобяйский | 12,76 | 11,86 | 11,97 | 12,13 | 11,40 | 11,84 | 12,32 |
Ленский | 37,62 | 35,41 | 35,75 | 36,23 | 34,53 | 35,86 | 37,32 |
Мегино-Кангаласский муниципальный район | 30,63 | 29,35 | 29,63 | 30,02 | 29,20 | 30,32 | 31,55 |
Мирнинский | 72,22 | 74,74 | 75,45 | 76,44 | 81,16 | 84,25 | 87,63 |
Момский | 4,14 | 3,57 | 3,60 | 3,65 | 3,15 | 3,27 | 3,41 |
Намский | 24,18 | 25,10 | 25,34 | 25,67 | 27,34 | 28,38 | 29,52 |
Нерюнгринский | 75,97 | 68,69 | 69,36 | 70,28 | 63,98 | 66,46 | 69,18 |
Нижнеколымский | 4,39 | 4,32 | 4,36 | 4,42 | 4,44 | 4,61 | 4,80 |
Нюрбинский | 24,28 | 22,17 | 22,39 | 22,69 | 20,89 | 21,69 | 22,58 |
Оймяконский | 9,02 | 9,38 | 9,47 | 9,60 | 10,25 | 10,64 | 11,07 |
Олекминский | 25,34 | 24,37 | 24,60 | 24,93 | 24,34 | 25,27 | 26,30 |
Оленекский эвенкийский национальный | 3,98 | 3,82 | 3,86 | 3,91 | 3,81 | 3,95 | 4,12 |
Среднеколымский | 7,54 | 7,32 | 7,40 | 7,49 | 7,40 | 7,69 | 8,00 |
Сунтарский | 23,76 | 21,56 | 21,77 | 22,06 | 20,17 | 20,95 | 21,80 |
Таттинский | 16,34 | 15,48 | 15,63 | 15,83 | 15,20 | 15,79 | 16,43 |
Томпонский | 13,24 | 12,16 | 12,28 | 12,44 | 11,53 | 11,98 | 12,46 |
Усть-Алданский | 20,99 | 19,69 | 19,88 | 20,14 | 19,12 | 19,86 | 20,67 |
Усть-Майский | 7,35 | 6,33 | 6,39 | 6,47 | 5,57 | 5,79 | 6,03 |
Усть-Янский | 7,24 | 6,77 | 6,84 | 6,93 | 6,55 | 6,80 | 7,08 |
Хангаласский | 32,29 | 31,25 | 31,55 | 31,97 | 31,34 | 32,54 | 33,86 |
Чурапчинский | 20,72 | 19,96 | 20,16 | 20,42 | 19,99 | 20,76 | 21,60 |
Эвено-Бытантайский национальный | 2,78 | 2,64 | 2,67 | 2,70 | 2,60 | 2,70 | 2,81 |
ВСЕГО | 959,7 | 956,3 | 967,2 | 986,8 | 981,4 | 1022 | 1066 |
Миграционная составляющая движения населения может испытывать значительные колебания из года в год и прогнозировать миграцию довольно сложно. Миграционные процессы обычно напрямую зависят от наличия спроса на трудовые ресурсы. Реализация новых инвестиционных проектов, наличие разнообразных зон опережающего развития ведут к увеличению численности населения.
Окончательный базовый вариант демографического прогноза формируется с учетом частичного перераспределения населения путем миграции к новым рабочим местам, создаваемым в результате реализации инвестиционных проектов по созданию новых предприятий и развитию существующих производств, рассмотренных в Стратегии. Базовый вариант формируется на основе среднего варианта демографического прогноза с его показателями рождаемости и смертности населения, предполагается возможное дополнительное привлечение мигрантов из других регионов в количестве, не превышающем аналогичный показатель для высокого варианта прогноза. Общая численность населения республики на 1 января 2031 года составит 1050 тыс. человек, что корреспондируется с указанным в Стратегии целевым показателем среднегодовой численности населения на 2030 г. 1046,1 тыс. человек. Численность населения на 1 января 2023 г. 989,5 человек аналогично корреспондируется с целевым показателем среднегодовой численности населения на 2022 г. 987,8 тыс. человек. Данный вариант также отвечает предусмотренным в Стратегии задачам достижения целевых показателей по росту ожидаемой продолжительности жизни до 77 лет к 2030 г. и удержанию суммарного коэффициента рождаемости на уровне 2,22-2,30 детей на 1 женщину, поскольку в прогнозе предусматривается продолжение плавного снижения смертности, а снижение уровня рождаемости существенно меньше, чем сокращение численности женщин, находящихся в основных детородных возрастах.
В целях использования в дальнейших расчетах с использованием нормативов, установленных:
а) для городских и сельских населенных пунктов;
б) для городских округов, городских и сельских поселений;
базовый вариант демографического прогноза проработан по городским округам и муниципальным районам в отношении численности:
а) городского и сельского населения;
б) населения городских поселений, населения сельских поселений муниципальных районов республики.
Базовый вариант демографического прогноза представлен в таблице 4.3.2.2.
Значения показателей численности населения по базовому варианту для городских округов и муниципальных районов находятся в пределах оценок возможной численности населения, полученных на первом этапе формирования прогноза по трем вариантам (низкий, средний, высокий). Муниципальные образования, на территории которых предлагается создание производств и новых рабочих мест, будут иметь численность населения ближе к значениям по высокому варианту прогноза, в отношении территорий, для которых подобные масштабные мероприятия не предусматриваются, предполагается реализация сценариев близких к низкому варианту прогноза.
Оценка возможной трансформации системы расселения при реализации базового варианта прогноза представлена на Карте проектной системы расселения.