____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Челябинской области от 20.12.2023 N 703-П.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 11 декабря 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 24.09.2020 N 473-П, от 30.12.2020 N 786-П, от 11.03.2021 N 71-П, от 20.12.2021 N 672-П, от 19.05.2022 N 284-П, от 25.01.2023 N 35-П, от 11.12.2023 N 677-П)
Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Комплексное экологическое оздоровление территорий населенных пунктов Челябинской области - "Зеленый город".
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР
Государственная программа Челябинской области "Комплексное экологическое оздоровление территорий населенных пунктов Челябинской области - "Зеленый город"
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 24.09.2020 N 473-П, от 30.12.2020 N 786-П, от 11.03.2021 N 71-П, от 20.12.2021 N 672-П, от 19.05.2022 N 284-П, от 25.01.2023 N 35-П, от 11.12.2023 N 677-П)
Ответственный исполнитель государственной программы | - | Министерство экологии Челябинской области (далее именуется - Минэкологии) |
Соисполнители государственной программы | - | отсутствуют |
Подпрограммы государственной программы | - | отсутствуют |
Проекты государственной программы | - | проекты, включаемые в качестве подпрограмм, отсутствуют |
Основная цель (основные цели) государственной программы | - | формирование экологической комфортной городской среды |
Основные задачи государственной программы | - | развитие, обустройство и восстановление озелененных территорий, ландшафтно-рекреационных зон |
Целевые показатели (индикаторы) конечного результата (показатели проекта) | - | площадь территорий, на которых проведены работы по развитию, обустройству, восстановлению зеленых насаждений |
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | 2020 - 2025 годы (в один этап) |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | - | общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 125756,018 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 114524,41 тыс. рублей, из них по годам: 2020 год - 34806,93 тыс. рублей; 2021 год - 0 тыс. рублей; 2022 год - 16115,05 тыс. рублей; 2023 год - 20856,83 тыс. рублей; 2024 год - 21372,8 тыс. рублей; 2025 год - 21372,8 тыс. рублей; средства местного бюджета - 11231,608 тыс. рублей, из них по годам: 2020 год - 369,158 тыс. рублей; 2022 год - 211,36 тыс. рублей 2023 год - 10651,09 тыс. рублей |
(позиция в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 11.12.2023 N 677-П) | ||
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | за период реализации государственной программы площадь территорий, на которых проведены работы по развитию, обустройству, восстановлению зеленых насаждений, составит 60,0583 гектара |
(позиция в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 25.01.2023 N 35-П) |
1. Предотвращение дальнейшего загрязнения и уменьшение уровня загрязнения окружающей среды в городах и иных населенных пунктах отнесены Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" к основным задачам в сфере обеспечения экологически комфортной среды проживания населения.
В современных городах складывается специфическая и во многом неблагоприятная для жизнедеятельности человека экологическая обстановка. Она характеризуется повышенным содержанием загрязнений в атмосферном воздухе, более резкими колебаниями температурного и радиационного режимов, наличием шума и вибраций разного рода, а также электромагнитных излучений.
В условиях непрерывного повышения техногенных нагрузок на городского жителя покрытые растительностью пространства города становятся мощным средством частичной нейтрализации негативного воздействия отрицательных факторов жизни на урбанизированных территориях.
2. Зеленые насаждения города входят в состав комплексной зеленой зоны - единой системы взаимосвязанных элементов ландшафта города и прилегающей территории, предназначенной для решения вопросов охраны природы и улучшения условий труда, быта и отдыха населения.
Зеленые насаждения на территориях населенных пунктов играют исключительную роль в оздоровлении воздушного бассейна и улучшении микроклимата, формировании благоприятной среды обитания человека благодаря способности поглощать углекислый газ и выделять кислород в ходе фотосинтеза, в понижении температуры воздуха за счет испарения влаги, снижении уровня загрязнения воздуха пылью и газами, снижении уровня шума.
3. В Челябинской области основной объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух состоит из веществ, возникающих в результате деятельности промышленных предприятий металлургического производства и предприятий по производству энергии.
Общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Челябинской области в 2018 году составил 832,6 тыс. тонн, в том числе выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников - 488,1 тыс. тонн, от автомобильного транспорта - 344,5 тыс. тонн.
При этом на Челябинск приходится 27,9 процента всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Челябинской области, на Магнитогорск - 41,7 процента.
По данным ежегодных государственных докладов о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации, за последние десять лет наблюдается устойчивое сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Доля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в общей массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух имеет тенденцию к росту за последние 5 лет.
4. Минэкологии ведется работа по применению практики комплексного подхода к снижению выбросов загрязняющих веществ в муниципальных образованиях Челябинской области, имеющих крупные производства на своей территории.
Доля площади зеленых насаждений в общей площади застройки населенного пункта характеризует уровень экологической стабильности территорий населенных пунктов. Однако большая часть зеленых насаждений достигла предельного возраста в 50 - 70 лет и находится в настоящее время в аварийном состоянии. Разрушение системы ухода за зелеными насаждениями, связанного со стрижкой живых изгородей и формированием крон деревьев и кустарников, привело фактически к уничтожению зеленого фонда населенных пунктов. На основе статистических данных 2018 года, в среднем по Челябинской области доля площади зеленых насаждений в пределах городской черты составляет 19,5 процента, а в городах с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха варьируется от 6,2 процента в Магнитогорске до 24,4 процента в Челябинске. Инвентаризация зеленых насаждений в городах Челябинской области проводилась выборочно в отношении территорий общего пользования. Систематизированная информация о состоянии зеленого фонда региона отсутствует, что делает невозможным эффективное управление эксплуатацией объектов озеленения.
5. Наиболее значимые факторы, влияющие на экологическую безопасность, приведены в таблице.
SWOT-анализ
Сильные стороны | Слабые стороны |
наличие районированного посадочного материала, произрастающего на неиспользуемых сельскохозяйственных землях вокруг населенных пунктов; | большая часть зеленых насаждений достигла предельного возраста в 50 - 70 лет; |
отсутствие свободных территорий для создания зеленых зон по причине плотной застройки; | |
умеренно-континентальный климат | отсутствие единого плана развития системы озеленения на территории городов; |
отсутствие нормативно-правового регулирования деятельности по охране зеленых насаждений населенных пунктов | |
Возможности | Угрозы |
включение мероприятий по озеленению населенных пунктов в перечень компенсационных мероприятий, выполняемых в рамках внедрения системы квотирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; | дефицит финансирования природоохранной деятельности; |
инертность и сопротивление изменениям в сфере охраны окружающей среды со стороны участников процесса преобразований; | |
развитие государственно-частного партнерства; | отсутствие межведомственного взаимодействия при формировании государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности; |
возможность получения федеральной поддержки в рамках реализации национального проекта "Экология" | низкий уровень экологической культуры населения |
Государственная программа предусматривает реализацию комплексного подхода к обустройству, восстановлению и повышению экологической эффективности озелененных территорий городов Челябинской области, создание интернет-ресурса, позволяющего населению получать обобщенную информацию о проводимых мероприятиях по озеленению территорий, а также выносить на голосование собственные предложения в части благоустройства территорий городов Челябинской области.
В рамках государственной программы планируется поддержка муниципальных программ, направленных на проектирование и реализацию комплексных проектов, направленных на создание зеленого "каркаса" городских территорий.
6. Государственная программа направлена на достижение цели по формированию экологической комфортной городской среды.
7. Задача государственной программы состоит в развитии, обустройстве, восстановлении озелененных территорий, ландшафтно-рекреационных зон.
8. Система мероприятий государственной программы с указанием сроков, объемов и источников финансирования их реализации, ответственного исполнителя мероприятий государственной программы представлена в приложении 1 к государственной программе.
9. Управление реализацией государственной программы осуществляет ответственный исполнитель государственной программы - Министерство экологии Челябинской области.
Ответственный исполнитель государственной программы:
1) обеспечивает разработку государственной программы, ее согласование и внесение на утверждение в установленном порядке в Правительство Челябинской области;
2) формирует структуру государственной программы, а также перечень соисполнителей государственной программы;
3) организует реализацию государственной программы, осуществляет внесение изменений в нее в установленном законодательством порядке, несет ответственность за достижение целевых показателей (индикаторов), а также за эффективное использование бюджетных средств;
4) разрабатывает и утверждает план реализации государственной программы и внесение изменений в него, а также в течение 10 рабочих дней со дня утверждения обеспечивает его размещение на своем официальном сайте в сети Интернет;
5) осуществляет один раз в 10 рабочих дней мониторинг реализации государственной программы и принимает меры, обеспечивающие выполнение мероприятий и контрольных событий государственной программы, освоение средств и достижение целевых показателей (индикаторов) государственной программы;