Размеры и режим возможного использования санитарно-защитных зон железных дорог регламентированы отраслевыми строительными нормами ОСН 3.02.01-97 "Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог", утвержденными указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 24 ноября 1997 г. N С-1360у.
В соответствии с отраслевыми строительными нормами железнодорожные пути следует отделять от жилой застройки городов и поселков санитарно-защитной зоной шириной 100 метров, считая от красной линии до оси крайнего пути. При размещении железных дорог в выемке глубиной не менее 4 метров или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 метров. Ширина санитарно-защитной зоны до границы садовых участков принимается равной 50 метрам.
В санитарно-защитной зоне вне полосы отвода железной дороги допускается размещение автомобильных дорог, транспортных устройств и сооружений, гаражей, стоянок автомобилей, линий электропередач и связи; не менее 50 процентов ширины санитарно-защитной зоны должно быть занято зелеными насаждениями.
При расположении железнодорожных путей на насыпи высотой более двух метров расстояние от оси пути до сооружений, не связанных с эксплуатацией, по условиям безопасности в случае аварии должно быть не менее 50 метров.
В городах и поселках в полосе отвода, а также в резервной зоне специального охранного назначения, необходимой для будущего развития объектов железнодорожного транспорта, допускается строительство зданий и сооружений, принадлежащих железной дороге.