Действующий

Об утверждении Стратегии развития туризма в Костромской области на период до 2035 года



Глава 2. ВЫЗОВЫ


23. Ряд тенденций современного состояния туристской отрасли оказывает отрицательное влияние как на показатели туристского потока, так и на конкурентные позиции региона:


1) экономическая нестабильность.


К серьезным изменениям в туристических планах россиян привела пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-2019. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2020 году в летний период, являющийся для Костромской области высоким сезоном, 57% россиян планируют провести отдых дома (в 2019 году - 33%), 35% - на даче (в 2019 году - 27%). Также россияне планируют отдыхать в другом городе России (11%), на черноморском побережье Кавказа (6%). Поехать за границу собираются всего 5% (в 2019 году - 8%).


В качестве основных причин изменений в планах на отдых обозначены: новая коронавирусная инфекция (50%), карантин (34%), закрытие границ и запрет на выезд (11%). На 15 пунктов снизилась доля тех, кто называл в качестве причины смены планов падение рубля, экономический кризис, рост цен и повышение курса доллара/евро (с 17% до 2%);


2) изменение потребительского поведения туристов.


В период насыщения туристского рынка интересы гостей становятся менее однородными. Особое значение приобретает специализированный туризм по интересам, когда туристский продукт адресован не в целом туристам, а ориентирован на удовлетворение конкретных групп отдыхающих, индивидуальные особенности которых диктуют необходимость внедрения новых моделей обслуживания.


Радикальные изменения сферы информационных технологий, цифровых, мобильных и социальных платформ приводят к значительным изменениям в предпочтениях туристов, в их моделях поведения и принятии решений.


Существенно возрастает скорость доступа туристов к любой информации. Гости ожидают высокого уровня удобства. Все большую ценность приобретает время. С одной стороны, это делает для них более простым сравнение ценовых и иных параметров туристского продукта, с другой стороны, это ведет к перегруженности информацией и росту влияния эмоциональных и репутационных факторов при принятии решений.


В этих условиях традиционные сильные стороны региона будут уже не так важны для туристов. Возникает угроза потери туристского потока из-за недостаточного понимания их предпочтений и интересов.


Становится приоритетным развитие удаленных каналов взаимодействия, цифровых продуктов и сервисов.


Серьезное влияние на туристские предпочтения гостей будет иметь пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-2019. После стабилизации эпидемической ситуации покупка туров продолжится. Однако туристы значительно большее внимание станут уделять безопасности, санитарно-эпидемиологической обстановке, а также более тщательно продумывать свои путешествия;


3) возрастающая межрегиональная конкуренция.


В условиях изменения потребностей туристов усиливается конкуренция как со стороны традиционных участников туристской отрасли, так и со стороны "новых игроков". Туристский рынок и конкуренция становятся более динамичными, что требует большей оперативности и мобильности в принятии решений.


24. Новые вызовы создают новые угрозы и новые возможности: