Действующий

Об утверждении региональной программы "Укрепление общественного здоровья населения Кемеровской области - Кузбасса на 2020 - 2024 годы" (с изменениями на 4 октября 2024 года)



4.2. Распространенность курения табака и потребления иной никотинсодержащей продукции


Социологические исследования в рамках мониторинга распространенности табакокурения проводятся ежегодно, используется метод анкетирования. В 2018 году приняли участие 7682 респондента (мужчин - 51,1 процента, женщин - 48,9 процента), проживающих на территории Кемеровской области - Кузбасса. Возраст опрашиваемых от 16 до 70 лет.


Результаты исследований показали следующее. Курят каждый день 35,0 процентов респондентов. Стаж курения: менее 1 года - 5,8 процента респондентов; 1 - 5 лет - 21,7 процента; 5 - 10 лет - 30,4 процента; более 10 лет - 42,1 процента респондентов. Ежедневно 10 штук и менее выкуривает 36,8 процента опрошенных; 11 - 20 штук - 36,1 процента; 21 - 30 штук - 15,5 процента; более 30 штук - 11,6 процента.


Из числа респондентов, никогда не куривших, 39,1 процента за ближайший месяц отмечают случаи курения других людей в своем присутствии ("пассивное курение"). "Пассивными курильщиками" дома, на работе, на остановках, в транспорте постоянно являются 62,4 процента респондентов, регулярно, но не каждый день - 20,5 процента, примерно 1 раз в неделю - 7,6 процента, 2 - 3 раза в месяц и реже - 7,8 процента, никогда - 1,7 процента. "Пассивное курение" вызывает раздражение у 43,4 процента респондентов, равнодушны - 48,6 процента, желание закурить возникает у 8,0 процентов "пассивных курильщиков".


На вопрос: "Хотите ли вы бросить курить, хотя бы в ближайший месяц?" - ответили положительно 22,3 процента, "да, но не в ближайший месяц" - 34,1 процента, ответили "нет" - 43,6 процента.


Среди причин отказа от курения респонденты на первое место ставят проблемы со здоровьем - 53,9 процента, на второе - заботу о здоровье (27,9 процента), на третье - увеличение цен на сигареты (24,4 процента), семья и дети занимают четвертое место (22,7 процента), информация о вреде курения в средствах массовой информации занимает пятое место - 12,0 процентов. Шестое место респонденты отводят совету врача - 9,6 процента, седьмое - 8,9 процента на другие причины (религия, личные убеждения и т. д). Решающую роль друзьям и знакомым отводят 5,3 процента опрошенных, лишь 2,9 процента предают значение информации о вреде курения, напечатанной на пачке сигарет.


Покупая сигареты, в первую очередь обращают внимание на маркировку с названием бренда - 50,0 процентов опрошенных, не обращают внимание на пачку сигарет при покупке - 40,7 процента. И только 19,2 процента обращают внимание на устрашающие картинки и надписи на упаковке. По сравнению с прошлым годом из-за повышения цен на сигареты не изменили свой выбор 52,3 процента курильщиков, предпочли курить более дешевую марку 29,0 процентов респондентов, стали курить меньше 16,2 процента, бросили курить 2,5 процента.


Наибольшее количество курящих граждан (30,1 процента) полагают, что помощь по отказу от табака можно получить в кабинете по отказу от курения, на втором месте - поликлинический прием (24,2 процента). Считают, что медицинскую помощь по отказу от курения нигде невозможно получить, 23,8 процента курящих, о том, что помощь может быть оказана в центре здоровья, знают 18,6 процента респондентов. Звонили на "горячую линию" 8,9 процента опрошенных.


В настоящее время 13,0 процентов респондентов бросили курить. Из них курили менее года 11,2 процента, 1 - 5 лет - 16,4 процента, 5 - 10 лет - 38,5 процента, более 10 лет - 33,9 процента.


Бросили курить более года назад 80,6 процента респондентов. По количеству выкуренных сигарет в день респонденты разделились следующим образом: 10 штук и менее - 37,9 процента, 11 - 20 штук - 44,0 процента, 21 - 30 штук - 12,6 процента, более 30 штук - 5,5 процента.


Из причин, по которым люди отказались от табакокурения, наиболее значимые: проблемы со здоровьем (35,3 процента), забота о здоровье (27,3 процента), семья и дети (21,6 процента), совет врача (12,5 процента) и повышение цен на сигареты (12,3 процента). Всего 7,4 процента опрошенных отказались от курения под влиянием информации о вреде курения, на 2,0 процента повлияла информация, размещенная на пачке сигарет.


На вопрос: "Как вам удалось бросить курить?" - наибольшее количество опрошенных ответили, что отказались сами либо с помощью друзей, семьи (78,5 процента), помощь врачей в качестве бесед, консультаций отметили 21,5 процента.


На втором этапе мониторинга исследование в социальных сетях курящих лиц и лиц, бросивших курить, показало следующее. Стаж курения от 3 до 5 лет имели большинство респондентов - 30,4 процента опрошенных, 5 - 10 лет - 22,6 процента, 10 - 15 лет - 19,0 процентов, 1 - 2 года - 11,3 процента. 20 и более сигарет в день курят или курили 35,7 процента, 10 - 15 - 23,2 процента, 5 - 10 - 18,5 процента, менее 5 - 16,1 процента респондентов.


На момент опроса 66,7 процента опрошенных респондентов бросили курить, 33,3 процента курят в настоящее время, из них 22,8 процента не хотят бросать. Бросили курить менее 3 лет назад 63,6 процента опрошенных. Бросали ранее, но опять начали курить - 24,4 процента опрошенных. 39,3 процента респондентов предпринимали 1 - 2 попытки бросить курить, 3 - 5 попыток - 31 процент, более 5 раз - 18,5 процента, 11,2 процента не пытались бросить курить ни разу.


За медицинской помощью по поводу отказа от табакокурения обращались всего 1,8 процента. В период отказа от курения у 30,5 процента опрошенных не было "срывов", 53 процента наблюдали единичные случаи, 16,5 процента - неоднократно. Чаще всего рецидив возникал под действием стресса - 54,1 процента, у 48,9 процента - в алкогольном опьянении, у 36,3 процента при отсутствии заменяющего фактора (электронных сигарет), 20,7 процента вновь начали курить в компании курильщиков, 14,8 процента без какого-либо повода.