ЗАКОН

 ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 02 июля 2020 года N 189-ЗО


О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Челябинской области
от 25 июня 2020 г. N 2480



Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящий Закон в соответствии со статьей 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок и условия осуществления в Челябинской области ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - ведомственный контроль), органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления в подведомственных организациях.



Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:


1) ведомственный контроль - деятельность, осуществляемая органами ведомственного контроля в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - нарушение трудового законодательства), в подведомственных организациях;


2) орган ведомственного контроля - орган исполнительной власти Челябинской области, орган местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении подведомственной организации;


3) подведомственная организация - организация государственной или муниципальной формы собственности, функции и полномочия учредителя в отношении которой осуществляет орган ведомственного контроля;


4) проверка - совокупность мероприятий по ведомственному контролю, проводимых органом ведомственного контроля в отношении подведомственной организации для оценки соответствия осуществляемой ею деятельности требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;


5) мероприятия по ведомственному контролю - действия должностных лиц органа ведомственного контроля по проверке соблюдения в подведомственной организации трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, оформлению результатов проверки и принятию мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений трудового законодательства;


6) должностные лица органа ведомственного контроля - должностные лица, уполномоченные руководителем органа ведомственного контроля на проведение мероприятий по ведомственному контролю.



Статья 3. Порядок и условия осуществления ведомственного контроля


1. Ведомственный контроль осуществляется посредством организации и проведения органом ведомственного контроля плановых и внеплановых проверок в подведомственных ему организациях.


Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок.


2. Предметом проверок является соблюдение подведомственными организациями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и (или) устранение нарушений трудового законодательства, выявленных в результате проверок, проведенных ранее.


Ч. 3 ст. 3 применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и утверждении ежегодных планов проверок органами местного самоуправления начиная с ежегодных планов проверок на 2021 год.


3. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок (далее - ежегодный план проверок). Порядок составления и утверждения ежегодного плана проверок определяется органом ведомственного контроля.


Ч. 4 ст. 3 применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и утверждении ежегодных планов проверок органами местного самоуправления начиная с ежегодных планов проверок на 2021 год.


4. При составлении ежегодного плана проверок орган ведомственного контроля применяет риск-ориентированный подход, при котором выбор периодичности проведения плановых проверок определяется категорией риска, к которой в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года N 875, отнесена деятельность подведомственной организации.


При отсутствии решения об отнесении деятельности подведомственной организации к определенной категории риска деятельность подведомственной организации считается отнесенной к категории низкого риска.


Ч. 5 ст. 3 применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и утверждении ежегодных планов проверок органами местного самоуправления начиная с ежегодных планов проверок на 2021 год.


5. Проведение плановых проверок в отношении подведомственных организаций в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:


для категории высокого риска - один раз в три года;


для категории значительного риска - один раз в четыре года;


для категории среднего риска - один раз в пять лет;


для категории умеренного риска - один раз в шесть лет.


В отношении подведомственной организации, деятельность которой отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.


Ч. 6 ст. 3 применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и утверждении ежегодных планов проверок органами местного самоуправления начиная с ежегодных планов проверок на 2021 год.


6. Если в календарном году, в котором в отношении подведомственной организации должна быть проведена плановая проверка в соответствии с частью 5 настоящей статьи, в отношении данной организации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации запланировано проведение плановой проверки в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотренная настоящим Законом плановая проверка переносится на следующий календарный год.


Ч. 7 ст. 3 применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и утверждении ежегодных планов проверок органами местного самоуправления начиная с ежегодных планов проверок на 2021 год.


7. В ежегодном плане проверок указываются следующие сведения:


1) наименование органа ведомственного контроля;


2) наименования подведомственных организаций, деятельность которых подлежит плановым проверкам в очередном календарном году, места их нахождения;


3) категория риска, к которой отнесена деятельность подведомственной организации;


4) дата начала проведения каждой плановой проверки и срок ее проведения.


8. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:


1) истечение срока для устранения нарушений трудового законодательства, выявленных в результате проверки, проведенной ранее;


2) поступление в орган ведомственного контроля:


обращения работника подведомственной организации о нарушении его трудовых прав работодателем;


обращения физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица, информации от органов государственной власти и иных государственных органов Российской Федерации и Челябинской области, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о факте несоблюдения подведомственной организацией трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.


Обращение, не позволяющее установить лицо, обратившееся в орган ведомственного контроля, а также обращение, не содержащее сведений о факте несоблюдения подведомственной организацией трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.


9. При проведении проверки должностные лица органа ведомственного контроля вправе запрашивать у подведомственной организации документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, посещать территорию и объекты (здания, строения, сооружения, оборудование, транспортные средства), используемые подведомственной организацией при осуществлении деятельности.


10. Руководитель и (или) иной уполномоченный представитель подведомственной организации вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от органа ведомственного контроля, его должностных лиц информацию, относящуюся к предмету проверки.


11. По результатам проверки должностными лицами органа ведомственного контроля, проводившими проверку, составляется акт проверки, отражающий сведения о ее результатах. В случае выявления в результате проверки нарушений трудового законодательства в акте проверки отражаются сведения о характере таких нарушений, допустивших их лицах, а также обязательное для исполнения требование об устранении указанных нарушений и срок для их устранения.


12. Акт проверки составляется до истечения срока проведения проверки в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю или иному уполномоченному представителю подведомственной организации под расписку о получении акта проверки в течение трех рабочих дней после дня его составления.


При отсутствии руководителя или иного уполномоченного представителя подведомственной организации, а также в случае их отказа от получения акта проверки акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в органе ведомственного контроля.


13. В случае несогласия с фактами, выводами, требованием об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, изложенными в акте проверки, подведомственная организация вправе в течение пяти рабочих дней после дня получения акта проверки представить в орган ведомственного контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений (далее - возражения) с приложением документов, подтверждающих обоснованность таких возражений.


Возражения подлежат рассмотрению органом ведомственного контроля на предмет их обоснованности в течение пяти рабочих дней после дня их получения.


По результатам рассмотрения возражений органом ведомственного контроля принимается решение о признании возражений обоснованными либо об отказе в их удовлетворении. Указанное решение направляется в подведомственную организацию в течение трех рабочих дней после дня его принятия.


В случае признания возражений обоснованными орган ведомственного контроля принимает меры по устранению нарушений, послуживших основанием для направления возражений.


14. Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.


В случае необходимости проведения длительных исследований и экспертиз на основании мотивированных письменных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем органа ведомственного контроля на срок, не превышающий 20 рабочих дней.


15. Порядок организации и проведения плановых и внеплановых проверок, порядок оформления акта проверки и его типовая форма определяются органом ведомственного контроля.



Статья 4. Ограничения при проведении проверки

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»