Недействующий

О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 346



1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, исходя из принципов Конвенции о правах инвалидов, является важным условием сохранения здоровья и развития возможностей инвалидов в современном обществе. Формирование системы комплексной реабилитации (абилитации) инвалидов, в том числе детей-инвалидов, направленно на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости. Способность инвалидов быть независимыми, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан справедливого социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.


В Чеченской Республике функционирует сеть социальных организаций и служб, предоставляющих лицам с инвалидностью реабилитационные и (или) абилитационные услуги.


В совокупности все учреждения обслуживают в течение года свыше 26 тысяч инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.


На протяжении последних лет наблюдается существенное улучшение в деятельности социальных организаций, что в свою очередь повысило уровень и качество оказываемых социальных услуг данной категории населения.


Однако в целях дальнейшего развития, внедрения в практику новых форм и методик оказания реабилитационных и абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, необходима реализация единых подходов, основанных на межведомственном взаимодействии, направленных на формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.


Подпрограммой предусмотрена реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование и развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, осуществление которых обеспечивается с учетом комплексного подхода к решению поставленных задач, путем межведомственного взаимодействия и выполнения взаимосвязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Подпрограммы.


Социальная изоляция детей-инвалидов, невозможность их интеграции в общество во многом обусловлена наличием множества средовых барьеров, отсутствием доступной среды жизнедеятельности, вследствие чего инвалиды, в том числе и дети-инвалиды, лишены возможности реализовать свои права и принимать участие во всех аспектах жизни. Таким образом, для Чеченской Республики, как и для России в целом, проблема оказания государственной поддержки детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья относится к числу наиболее актуальных.


Данная ситуация обусловила одно из основных направлений социальной политики Чеченской Республики: создание равных возможностей для детей-инвалидов, способствующих более полной компенсации ограничений жизнедеятельности, социальной адаптации и их интеграции в общество.


Положение семей, воспитывающих детей-инвалидов, усугубляется отсутствием последовательного межведомственного взаимодействия, в том числе в вопросах формирования и ведения единой системы учета детей-инвалидов и их семей. На всех этапах работы с детьми-инвалидами и их семьями взаимодействие зачастую носит недостаточный характер, что проявляется во время выявления ребенка с ограниченными возможностями здоровья, анализа и оценки нужд и потребностей семьи с ребенком-инвалидом, разработки плана реабилитации и его реализации. В этой связи единое информационное поле с актуальной информацией о точном количестве семей с детьми-инвалидами, об их потребностях и нуждах, а также об услугах, которые получают и могут получить дети-инвалиды и их семьи, является крайне востребованным.


Социальная изоляция семей с детьми-инвалидами обусловлена несовершенством системы социально-педагогических и социально-психологических услуг. Более половины детей-инвалидов школьного возраста не имеют постоянной возможности общаться со сверстниками, дистанционное образование не способно в полной мере обеспечить им естественную социализацию. Большинство детских развивающих центров, как и ряд учебных заведений, не могут принять школьников из числа детей-инвалидов в образовательные или творческие группы: не позволяет оборудование помещений, квалификация педагогов, отсутствие программ интеграции и системы сопровождения в образовательном пространстве. События, вовлекающие детей-инвалидов в городскую социальную среду, происходят достаточно редко.


В Чеченской Республике проводятся мероприятия досугового, благотворительного и спортивного характера, но они носят периодический характер. В числе проектов, имеющих положительный эффект, следует отметить проведение совместно с республиканскими общественными организациями инвалидов фестиваля для детей и молодых людей с инвалидностью. Для решения вопросов межведомственного взаимодействия создан Совет по делам инвалидов при Главе Чеченской Республики. В республике планомерно ведется работа по улучшению жилищных условий инвалидов и семей с детьми-инвалидами.


Вместе с тем существует актуальная необходимость совершенствования деятельности по социальной реабилитации детей-инвалидов, членов их семей, в связи с чем считаем необходимым решение следующих задач:


объединить имеющиеся разрозненные сведения о детях-инвалидах и их семьях в единую информационную базу, доступную для всех участников реабилитационного процесса;


расширить возможности получения профессиональных знаний для специалистов, занимающихся реабилитацией и абилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья; продолжить развитие деятельности по патронажному обслуживанию семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.