Перспективы развития туризма в городе Барнауле определяются его столичным статусом, который является деловым и культурным центром Алтайского края, местом проведения международных и всероссийских мероприятий.
Город Барнаул обладает уникальной историей, представленной памятниками горнозаводского производства, архитектуры и культуры XVIII - XIX веков. Сохранилось множество купеческих особняков, принадлежавших богатейшим купцам России: Морозовым, Суховым, Смирновым, торговые дома которых также работали в Москве и Санкт-Петербурге.
В городе созданы правовые и организационные условия для развития туризма. Утверждена Концепция развития туристско-рекреационного кластера "Барнаул - горнозаводской город" (далее - туркластер), реализована программа "Развитие туризма в городе Барнауле на 2014 - 2018 годы". Проект создания туркластера был включен и реализовывался в 2014 - 2017 годах в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)". Образован Координационный совет по развитию туризма при администрации города Барнаула и Общественный совет по реализации проекта туркластера.
Развитие туркластера осуществляется с использованием механизма муниципально-частного партнерства. За счет бюджетных средств построена инженерная и транспортная инфраструктура, в частности проведена реконструкция мостов через реку Барнаулку по пр-кту Ленина и по пр-кту Социалистическому, построены две лестницы и террасы склонов Нагорного парка, проведено комплексное благоустройство берегоукрепления реки Оби и Нагорного парка, построена набережная реки Оби и первая пешеходная улица Мало-Тобольская. Для сохранения новых туробъектов и объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения от воздействия ливневых и талых вод создается система водоотведения.
За счет частных инвестиций восстановлены объекты культурного наследия, открыты объекты общественного питания, сувенирные магазины. Город с 2012 года участвует в международных выставках, проходящих в Москве и Берлине.
В целях повышения узнаваемости на российском и международных уровнях разработана туристская эмблема города. Издается туристский путеводитель - каталог, выпускается полиграфическая и сувенирная продукция. С целью популяризации города Барнаула, его традиций и истории сняты видеоролики, которые находятся в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Ежегодно в День города проводится выставка "Барнаул - туристский".
Благодаря развитию туркластера возрос интерес жителей и гостей города к посещению экскурсий. В 2017 году количество туристов экскурсантов составило более 13 тыс. человек. Для туристов установлены адресные аншлаги по международным стандартам, а также стелы с информацией о городе. Налажено сотрудничество с городами Сибири в части обмена туристами. Особый акцент сделан на программах для школьников.
В 2017 году город Барнаул стал самым бюджетным городом России для путешествий (по версии аналитического агентства "ТурСтат"), вошел в 5-ку лучших туристических городов Сибири (по данным сайта бронирования отелей Tvil.ru) и в 30-ку российских городов, популярных у иностранных туристов согласно рейтингу сервиса "HotelsCombined.com". Город посещают туристы из СНГ, США, Китая, Японии.
Двухдневный тур по городу "Барнаул ждет тебя" получил положительную оценку экспертов комитета по реализации программы импортозамещения Министерства культуры Российской Федерации и внесен в каталоги федеральных туроператоров.
Существует ряд проблем по развитию туризма в городе, требующих особого внимания:
негативно-нейтральный имидж города;
недостаточное информационно-организационное обеспечение развития туризма;
недостаточно развита туристская инфраструктура;
недостаточный уровень качества предоставления туристских услуг.