ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 2020 года N 259


О Концепции экологической безопасности Республики Тыва до 2030 года

(с изменениями на 27 ноября 2023 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.11.2023 N 862)




Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Одобрить прилагаемую Концепцию экологической безопасности Республики Тыва до 2030 года.


2. Министерству лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва (по согласованию) разработать план мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Республики Тыва до 2030 года и утвердить в установленном порядке.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.11.2023 N 862)


3. Органам исполнительной власти Республики Тыва при принятии решений в сфере своей деятельности учитывать положения настоящей Концепции.


4. Разместить настоящее постановление на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Первый заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
А.БРОКЕРТ



Одобрена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 3 июня 2020 г. N 259



КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ДО 2030 ГОДА

(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.11.2023 N 862)




1. Общие положения


Разработка настоящей Концепции экологической безопасности Республики Тыва (далее - Концепция) обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности в условиях современного высокого уровня антропогенного воздействия на природную среду и значительных экологических последствий прошлой экономической деятельности, а также модернизации экономики и инновационного развития Республики Тыва.


Настоящая Концепция определяет цели, принципы и задачи органов государственной власти Республики Тыва для обеспечения благоприятной окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, устойчивого развития Республики Тыва, охраны здоровья, сохранения благополучия жителей Республики Тыва, обеспечения экологической безопасности населения и механизмы их реализации на период до 2030 года.


Устойчивое развитие Республики Тыва, высокое качество жизни и здоровья населения Республики Тыва могут быть обеспечены при поддержании соответствующего состояния окружающей среды. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как один из ценнейших компонентов национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития Республики Тыва и государственной политики Республики Тыва в области экологической безопасности и охраны окружающей среды (далее - экологическая политика) должны быть взаимосвязаны, поскольку здоровье, социальное благополучие и экологическая безопасность населения находятся в неразрывном единстве.


Концепция базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., Конституции Республики Тыва, законах и иных нормативных правовых актах Республики Тыва, документах долгосрочного стратегического планирования Российской Федерации и Республики Тыва.


Основные положения Концепции разработаны с учетом социально-экономических особенностей, природно-климатической уникальности региона. Формирование и реализация экологической политики невозможны без непосредственного участия в этом процессе институтов гражданского общества. Исходя из современного состояния окружающей среды и экологической безопасности определены механизмы и инструменты решения задач с перечнем базовых индикаторов и показателей по различным направлениям государственной политики в области экологического развития.



2. Цели, принципы и задачи государственной политики в области экологической безопасности Республики Тыва


2.1. Современное состояние окружающей среды и экологической безопасности на территории Республики Тыва.


В республике огромный биосферный (средостабилизирующий, ландшафто-формирующий) потенциал лесопромышленных ресурсов за счет высокой лесистости территории - 62,5 процента, из которых 47 процентов занимает лиственница сибирская, 45 - сосна сибирская (кедр) и 8 процентов - другие породы (сосна, ель, пихта, береза, тополь, осина, ивовые), которые остаются маловостребованными.


В гидрогеологическом отношении территория республики относится к крупнейшим артезианским бассейнам и областям Сибири (на территории республики насчитывается 15329 рек и ручьев общей протяженностью 72247 км, около 6720 озер общей площадью зеркала 1084 кв. км).


Республика Тыва имеет развитую сеть особо охраняемых природных территорий, площадь которых составляет 2007998,0 га или 12 процентов площади республики (2 заповедника - 657082,4 га, 15 заказников - 689778,11 га, 15 памятников природы - 47297,34 га, 1 природный парк с 4 кластерными участками - 613840,07 га).


Животный мир Тувы представлен 89 видами млекопитающих, около 378 видами и подвидами птиц, 9 видами рептилий и амфибий, около 40 видами и подвидами рыб. Из всех позвоночных животных Тувы более 132 видов относятся к редким и исчезающим видам животных, многие виды являются эндемиками Тувы. Количество видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Республики Тыва, - 306, в том числе растений - 174, животных - 132. В Красную книгу Российской Федерации занесены 5 видов зверей и 30 видов птиц, обитающих на территории республики.


Недра республики содержат ряд месторождений и рудопроявлений, в числе которых рудное и россыпное золото, минерализации никель-кобальта и хризотил-асбеста, свинцово-цинковые и медные руды, редкие металлы и земли, радиоактивные элементы, ртуть, железо, алюминий, молибден, флюорит, каменный уголь и поваренная соль, известняк, пресные подземные и минеральные воды, некоторые по своему хозяйственному значению могут служить основой для формирования крупных отраслевых производственных комплексов республиканского значения.


В крупных населенных пунктах республики наблюдается низкий уровень экологической озабоченности и образованности жителей. Гнездовой характер расселения населения Республики Тыва и высокая концентрация размещения техногенных и природно-антропогенных комплексов (около половины населения республики (51,4 процента) и 51 процент выбросов в атмосферу приходятся на г. Кызыл и пгт. Каа-Хем), что обуславливает эпицентрическое распространение вредных выбросов.


Проблема загрязнения воздушного бассейна г. Кызыла остается весьма острой, особенно в зимний период. Так, в 2019 году средняя концентрация бенз(а)пирена превысила гигиенический норматив и составила 18 ПДКс.с. (2018 г. - 24,9). За год в атмосфере города было зафиксировано 5 случаев "высокого" загрязнения бенз(а)пиреном (2018 г. - 7), наибольшая из средних за месяц концентрация бенз(а)пирена наблюдалась в январе - 51,3 ПДКс.с. Уровень загрязнения атмосферного воздуха города характеризовался как "очень высокий" (ИЗА5>14). Основной вклад в уровень загрязнения атмосферы города внесли такие загрязняющие вещества как бенз(а)пирен, оксид углерода, диоксид азота, формальдегид, взвешенные вещества. По сравнению с 2018 годом уровень загрязнения неатмосферного воздуха не изменился - "очень высокий".


На настоящий момент у предприятий и организаций отраслей топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства республики более 80 процентов оборудования морально и физически изношены, не осуществляется их модернизация. Общий объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в 2019 году составил 26,1 тыс. тонн (2018 г. - 20,4 тыс. тонн).


В настоящее время отсутствует практика установления санитарно-защитных зон предприятий и объектов, в том числе для промышленных узлов, органами местного самоуправления Республики Тыва, внесение соответствующих линий градостроительного регулирования и введение ограничений на использование земель законодательно. Установление для предприятия временно согласованных нормативов выбросов, а не нормативов предельно допустимых выбросов, изначально означает, что при этом на соответствующей территории не обеспечивается соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха.


Доля населения Республики Тыва, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составляет 24,5 процента. Доля городского населения Республики Тыва, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составляет 39,8 процента. На территории республики функционируют 7 объектов с центральной системой водоотведения (канализации). Протяженность централизованной системы водоотведения в республике составляет 172,5 км. Жилые площади, оборудованные системой канализации, составляют 36,8 процента от общей площади жилого фонда республики. При этом 84 процента канализационных сетей нуждается в замене, изношенность очистных сооружений - 95 - 98 процентов.


Действующие сети водоснабжения работают на пределе ресурсной надежности (введены в эксплуатацию в 60 - 80 годах прошлого столетия) - необходима их полная модернизация.


В 2019 году в поверхностные водные объекты по Республике Тыва сброшено 13,82 млн. куб. м, что на 1,66 млн. куб. м (+13,65 процента) больше объема сброса в 2018 году - 12,16 млн. куб. м. Увеличение произошло за счет АО "Кызылская ТЭЦ", ООО "УК "Межегейуголь". Объем сточных вод, требующий очистки в 2019 году, составил 13,48 млн. куб. м, что на 1,54 млн. куб. м (+12,9 процента) больше чем в 2018 году (11,94 млн. куб. м) за счет увеличения объема шахтно-рудничных вод ООО "Угольная компания "Межегейуголь". По данным Среднесибирского УГМС в 2019 году качество воды реки Енисей в створе "7 км ниже г. Кызыл" осталось на прежнем уровне, степень загрязненности воды определяется как "очень загрязненная", 3 класс разряд "б" (2018 г. - "очень загрязненная", 3 класс разряд "б"). Имеющиеся очистные сооружения, в основном, не обеспечивают очистку сточных вод до нормативных уровней, так как морально устарели и изношены, что негативно сказывается на состоянии водных объектов. Необходимо проведение реконструкции или капитального ремонта таких очистных сооружений.


В соответствии с данными формы отчета 2-ТП (отходы), утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 9 октября 2020 г. N 627, представляемыми Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Тыва, в 2019 году объем образованных твердых промышленных и бытовых отходов лицами, осуществляющими производственно-хозяйственную деятельность на территории республики, составил 2666,07 тыс. тонн (2018 г. - 3568,23 тыс. тонн). Основными источниками образования отходов производства и потребления на территории республики является деятельность таких предприятий как ООО "Водоканал-Сервис", АО "Кызылская ТЭЦ", ООО "Угольная компания "Межегейуголь", ООО "Восток", ООО "Горно-обогатительный комбинат "Туваасбест". Основными видами отходов производства и потребления этих предприятий являются вскрышные породы, образующиеся при разработке месторождений, шлак угля, промышленные отходы I - V классов опасности.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.11.2023 N 862)


По последним данным инвентаризации мест размещения отходов, на территории республики 2019 года отходы производства и потребления размещаются на 32 свалках, не имеющих соответствующих разрешительных документов, общей площадью 55,7 га. При значительных объемах образования отходов и отсутствия их переработки площадь отчуждаемых земель под размещение отходов будет продолжать расти. На сегодняшний день в республике действует 1 объект размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), включенный в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), соответствующий требованиям природоохранного законодательства. Также отсутствуют объекты утилизации и обработки ТКО - полигон ТБО г. Кызыла. В настоящее время во всех районах и населенных пунктах республики ТКО размещаются на несанкционированных свалках, большинство из которых эксплуатируется свыше 20 лет и выработали свой ресурс. Низкая степень использования отходов производства и потребления приводит к тому, что в настоящее время городские и сельские свалки являются основными объектами для захоронения твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва. Они имеются во всех районах, при этом большая часть объектов находится на грани заполнения, большинство объектов эксплуатируется свыше 37 лет. Практически все населенные пункты имеют несанкционированные свалки, которые занимают площадь более 55 процентов от всех выявленных мест захоронения и хранения отходов республики.


Из 37 гидротехнических сооружений (далее - ГТС) в республике 22 не оформлены в муниципальную собственность и не признаны в установленном порядке как бесхозяйные объекты (Каа-Хемский кожуун - 4 сооружения, Барун-Хемчикский кожуун - 2, Кызылский кожуун - 9, Дзун-Хемчикский кожуун - 3, г. Кызыл - 3, г. Ак-Довурак - 1 сооружение). 27 процентов ГТС не имеют нормального уровня безопасности. На 32 ГТС водохозяйственного комплекса не выполнен расчет вероятного вреда в результате аварий на них, декларирование ГТС подтверждено не более чем на 5 объектах, на 90 процентах объектов отсутствует паспорт безопасности ГТС.


Общее количество жителей, проживающих на территории Республики Тыва, подверженных негативному воздействию вод, составляет 64834 человека. Ущерб от затопления населенных пунктов при наводнениях достигает десятков миллионов рублей в год. Протяженность рек, нуждающихся в расчистке, составляет 53,77 км. Инженерная защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод является недостаточной.


В 2019 году на территории Республики Тыва зарегистрировано 42 лесных пожара на площади 11045,5 га, в том числе на лесной - 10097,5 га, нелесной - 948,0 га, что ниже на 57 процентов, чем в 2018 году. Из 42 лесных пожаров 11 зарегистрированы в авиазоне или 26 процентов от общего количества лесных пожаров. Наибольшая площадь, пройденная огнем, зафиксирована в Тоджинском (5943 га), Тандинском (2271 га) и Туранском (1317 га) лесничествах. Основной причиной возникновения лесных пожаров в 2019 году является антропогенный фактор (человеческий фактор) - 32 (76,2 процента), неконтролируемые сельхозпалы - 8 (19 процентов), природный фактор (грозовые разряды) - 2 (4,7 процента). В связи со значительным процентом доли лесных пожаров, возникающих по вине человека на территории Республики Тыва, необходимо усилить агитационно-профилактическую работу среди местного населения, а также обеспечить патрулирование лесов на предмет соблюдения лесного законодательства Российской Федерации и пресечения возникновения лесных пожаров.


Лесоустройство на территории Республики Тыва было проведено в 60 - 70-х годах прошлого века лишь на части лесного фонда. До сих пор из 11 млн. га неустроенными остаются 30 процентов лесов. Отсутствие данных о количественном, качественном и породном составе препятствует передаче в аренду лесных участков, а также реализации инвестиционных проектов на территории республики, кроме того невозможно рассчитать реальный ущерб, причиненный лесному фонду от пожаров.


Отсутствует порядок взаимодействия между участниками экологического мониторинга. Недостаточен перечень контролируемых показателей и постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и водных объектов, плотность стационарной сети наблюдений атмосферного воздуха в Республике Тыва требует расширения. Пространственная структура сети оперативного контроля должна обеспечивать возможность выявления источников выбросов, создающих повышенные концентрации примесей в атмосферном воздухе. Существующая государственная система мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в Республике Тыва такими возможностями не обладает.


Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности стимулируется слабо. Научные исследования являются фрагментарными и касаются, в основном, сохранения биоразнообразия. Комплексные фундаментальные и прикладные исследования в области прогнозирования угроз экологического характера, а также негативных последствий, связанных с изменением климата для условий Республики Тыва, не имеют поддержки и стимулов.


Формирование экологической культуры, развитие экологического образования, просвещения и воспитания в республике проводится в недостаточной степени в основном благодаря деятельности особо охраняемых природных территорий и общественных экологических организаций.


В области развитости институтов гражданского общества и их участия в охране окружающей среды и экологической политике важнейшими из проблем являются несовершенство нормативно-правового регулирования (прежде всего вопросов общественного экологического контроля), системы управления, нечеткость разграничения полномочий различных уровней государственной власти и местного самоуправления, а также отсутствие развитых сетей экологического мониторинга, отсутствие единого банка данных экологической информации для повышения эффективной деятельности общественных организаций экологической направленности.


Переход к устойчивому природопользованию, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных, биологических, минеральных и других ресурсов, на территории Республики Тыва осуществляется в недостаточной мере. Недостаточно научных исследований и практики внедрения инновационных, ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий в систему природопользования. Экологически ориентированная модель развития экономики Республики Тыва декларируется, но конкретные мероприятия в этом направлении единичны.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»